Считается, что именно за его смерть Фетх-Али-шах откупился хранящемся ныне в алмазном фонде в Москве алмазом "Шах". Не знаю, скорее дары были преподнесены за сам факт нападения на посольство, без конкретных имен...
Ага, это тоже очень известный факт. И действительно, скорее не за гибель Грибоедова, а за нападение. Там еще был занятный факт - в СПб отправили персидского принца, который встал на колени перед Николаем I, приставив острие шашки к своей груди, как бы отдавая жизнь взамен Грибоедова. Россия потребовала наказания преступников. В Тегеране работало русское следствие, но реального наказания виновных, скорее всего, не было.
Женившись на княжне Нине Чавчавадзе и, будучи другом её отца, князя Александра Чавчавадзе, А. Грибоедов набрал в свою свиту людей, пользуясь рекомендациями своих новых тифлисских родственников В состав посольства попали многие тифлисские жители, грузины и армяне, «люди неблагонадёжные, чуждые всякому образованию и весьма сомнительной нравственности», как свидетельствуют источники. Постоянным предметом возмущения были особенно Рустам-бек и молочный брат Грибоедова, сын его кормилицы, Александр Дмитриев (в других источниках его называют Грибовым). Пьяный Рустам-бек бегал по улицам Тегерана с обнаженной шашкой в руках и грозил персам. Трогать же русских из посольства строжайше запрещал шахский фирман, и недовольство копилось с каждым днем. Рустам-бек вёл себя как настоящий завоеватель в покорённой стране: если припасов по его списку не могли дать в каком-нибудь селении, он требовал платить деньгами и, если не давали, приказывал бить палками.
в одном селении Рустам-бек прибил старика за то, что тот давал ему 9 червонцев вместо 14. В Казвине произошел еще один неприятный инцидент с посольством, который осложнил отношения с иранцами. А. Грибоедов, встреченный министром Мирзой-ханом с депутацией и свитой, были у него на обеде, а в это время Рустам-бек, узнав, что одна из слуг последнего эриванского губернатора из персиян привез оттуда молоденькую немку, стал ее требовать и, выяснив, что она продана одному сеиду (потомку Пророка), и, несмотря на то, что она была уже женою этого сеида и имела двух детей, явился к нему с казаками, вытащил на площадь и велел бить палками, требуя освобождения женщины. Народ взволновался, но Мирза-Набби успел остановить экзекуцию, уговорил сеида привести жену с детьми и сообщил обо всем Грибоедову; А.Грибоедов же, узнав, что немка не желает возвращаться в Грузию, отпустил ее к мужу.
Если бы все так просто было с гибелью Грибоедова! Там до сих пор куча малоизученных тонкостей. Считается, что британцы и персы по сей день скрывают некие детали произошедшего
( ... )
Ну знание фарси не помешало настойчивости Грибоедова по поводу увеличения контрибуционных выплат (совершенно неподъемных для Ирана). Как и английским сотрудникам Ост-Индской компании, подавляющее большинство которых уже к середине XIX в. были не только хорошо образованы, но и занимались изучением Индии. А с женитьбой тоже не все так гладко, очень много нестыковок, которые могут свидетельствовать о вынужденности этой женитьбы. Конечно, многое интерпретировалось уже после его смерти, и заинтересованность была у разных людей, но в целом, в характер Грибоедова вполне укладывается и надменность, и высокомерие, и бесжалостноть. А либерализм даже XIX в., безусловно, связан с признанием любой жестокости, если она целесообразна. И гений и злодейство - вещи, как видим, вполне совместимые.
По поводу совместимости гения и злодейства у меня все же большие сомнения )))
А вот по поводу контрибуции я как-то тоже засомневался. Разве они не были определены договором? А Грибоедов разве не просто требовал выплаты?
И с женитьбой... Так все красиво и романтично... Не вышла замуж, когда овдовела... Обморок, когда встречала тело в Тифлисе... Если это все неправда - как мне теперь жить?
Comments 23
Reply
Reply
Reply
Reply
В Казвине произошел еще один неприятный инцидент с посольством, который осложнил отношения с иранцами. А. Грибоедов, встреченный министром Мирзой-ханом с депутацией и свитой, были у него на обеде, а в это время Рустам-бек, узнав, что одна из слуг последнего эриванского губернатора из персиян привез оттуда молоденькую немку, стал ее требовать и, выяснив, что она продана одному сеиду (потомку Пророка), и, несмотря на то, что она была уже женою этого сеида и имела двух детей, явился к нему с казаками, вытащил на площадь и велел бить палками, требуя освобождения женщины. Народ взволновался, но Мирза-Набби успел остановить экзекуцию, уговорил сеида привести жену с детьми и сообщил обо всем Грибоедову; А.Грибоедов же, узнав, что немка не желает возвращаться в Грузию, отпустил ее к мужу.
Reply
Reply
А с женитьбой тоже не все так гладко, очень много нестыковок, которые могут свидетельствовать о вынужденности этой женитьбы.
Конечно, многое интерпретировалось уже после его смерти, и заинтересованность была у разных людей, но в целом, в характер Грибоедова вполне укладывается и надменность, и высокомерие, и бесжалостноть. А либерализм даже XIX в., безусловно, связан с признанием любой жестокости, если она целесообразна.
И гений и злодейство - вещи, как видим, вполне совместимые.
Reply
А вот по поводу контрибуции я как-то тоже засомневался. Разве они не были определены договором? А Грибоедов разве не просто требовал выплаты?
И с женитьбой... Так все красиво и романтично... Не вышла замуж, когда овдовела... Обморок, когда встречала тело в Тифлисе... Если это все неправда - как мне теперь жить?
Reply
Leave a comment