Александру Сергеевичу - 220

Jan 15, 2015 14:51



Сегодня исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова. Он был настолько одаренной личностью, что трудно определить род его занятий одним словом - Грибоедов был дипломатом, поэтом, драматургом, композитором, пианистом, причем к каждой из этих его профессий можно смело добавлять эпитеты "одаренный", "талантливый", "великолепный", "отличный". Все современники отмечали несомненные достоинства Александра Сергеевича, Пушкин называл его "Наполеоном без войска". Сам же Грибоедов считал "государево дело первым и важным", называя себя, таким образом, прежде всего дипломатом, служащим своему Отечеству, а уж потом - поэтом, музыкантом и т.д.


Личность его примечательна загадками, с которыми связано его рождение. 1795 год не всеми исследователями считается бесспорной датой рождения Грибоедова. Есть варианты: 1790, 1792.

В 1806 году он поступил в Московский университет - ему было 11 лет! В шестилетнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык. Впоследствии Грибоедов выучил арабский, турецкий, грузинский и персидский языки.

К 1812 году наш герой оканчивает курс учебы на трех отделениях - словесном, нравственно-политическом и физико-математическом - и поступает на военную службу в гусарский полк. Но в военных действиях Грибоедов участия не принимает, зато отмечается своими музыкальным талантами. Почти всю кампанию полк простоял в резерве в Литве, но все, что положено было делать гусарам на постое в заштатных городишках - вплоть до въезда на лошади в танцевальный зал, - разумеется, делалось. Сослуживцы рассказывали, что Грибоедов мог прогнать из-за инструмента церковного органиста, начать с величественных вариаций на религиозные темы, от которых на лицах прихожан выступали слезы благоговения, а под конец неожиданно дать "Комаринскую".

Вообще Грибоедов является автором нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната - самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней.

image Click to view



Как литератор Грибоедов фактически является писателем одной книги, другие его произведения либо не закончены, либо написаны в соавторстве с другими авторами, либо не столь значимы. Однако "Горе от ума" - вершина русской драматургии и поэзии, произведение, давно разобранное на цитаты. Вот, пожалуй, самые известные:
  • А судьи кто?
  • Ба! знакомые все лица!
  • Карету мне, карету!
  • В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов
  • Счастливые часов не наблюдают
  • Герой не моего романа
  • Дистанции огромного размера
  • Злые языки страшнее пистолета
  • Блажен, кто верует, - тепло ему на свете!
  • Всё врут календари
  • И дым Отечества нам сладок и приятен!
  • Смешенье языков: французского с нижегородским
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно
  • Свежо предание, а верится с трудом
  • Времен Очаковских и покоренья Крыма
На дипломатическом поприще вершиной Грибоедова является участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора с Ираном (1828), он доставил его текст в Петербург и был назначен министром-резидентом (послом) в эту страну.

По Туркманчайскому договору к России отходили территории Восточной Армении - Эриванское и Нахичеванское ханства. Также Персия обязалась не препятствовать переселению армян в русские пределы. Благодаря этому по сей день Грибоедов пользуется уважением в Армении.

Это и стало фактически одной из причин его гибели - в российском посольстве в Иране находили убежище армяне, просившие Грибоедова о помощи с возвращением на родину. Несмотря на возможность опасных последствий для себя и посольства в целом, Грибоедов разрешил им укрыться в посольстве. Среди перебежавших были две армянки из гарема родственника шаха Аллаяр-хана и евнух-армянин из шахского гарема. Укрытие Грибоедовым армян в русском посольстве послужило причиной для возбуждения недовольства исламских фанатиков, которые начали антирусскую пропаганду.

30 января (11 февраля) 1829 года толпа тегеранцев напала на русское посольство. По показаниям персидских сановников, в тот день у посольства находилось около 100 тысяч человек. Конвой миссии из 35 казаков оказал сопротивление, но силы были неравны. Грибоедов спустился ко входной двери, которую пытались оборонять казаки, и также оказал сопротивление. В схватке погиб весь конвой миссии и сам Грибоедов. Из всего русского посольства спасся лишь секретарь миссии Мальцов, сумевший спрятаться во время резни. По записям Мальцова, в результате нападения погибли 37 находившихся в посольстве людей и 19 нападающих.

Грибоедов пал одним из последних, он до конца защищался, стоя спина к спине с казачьим урядником. Мясник с базара отсек ему голову и выставил на следующий день в своей лавке. Труп Грибоедова вместе с другими телами еще три дня таскали по городу и подвергали разнообразным глумлениям, а потом просто выбросили на свалку. Тело дипломата, изуродованное до неузнаваемости, опознали по остаткам посольского мундира и старому ранению, полученному на дуэли с А. И. Якубовичем в 1818 году.

Возвращение тела Грибоедова в Россию было обставлено с приличествующей моменту траурной помпой. На границе тело встречал батальон Тифлисского полка при орудиях и оркестре. Гроб вскрыли военные медики, произведшие посмертное освидетельствование, после чего священники отслужили литургический чин вечной памяти, и гроб отправился в путь в сопровождении военного эскорта, накрытый богатым траурным балдахином. Во всех городах по пути, где были христианские храмы, процессия останавливалась, служили службу, и тысячи армян выходили приветствовать того, кто погиб, чтобы защитить их соотечественников.

Вечером 18 июля траурная процессия вступила в Тифлис. 19 июля 1829 года Александр Грибоедов был отпет в Сионском соборе Тифлиса и при огромном стечении людей похоронен на горе Мтацминда.

Грибоедов, Иран, Россия, music, история

Previous post Next post
Up