А вот в созидании, как мне кажется, всегда, напротив, есть какое-то неуклонное стремление. Созидающий не любуется, он сочиняет настроения. Он проверяет результат не так же, как зритель. Ему нужно знать, сочиняется ли нечто нужное. Нет, это не цель, потому что цель предполагает, что это нужное присутствует заранее в виде образа, что оно не новое. Но - это стремление. Созидающий указывает на часть настроения, и он разворачивает это указание, смотрит на то, что к нему присоединяется в выражении, в его собственном душевном выражении: точно ли это что-то нужное?.. Именно то неведомое, что стало для него нужным когда-то давно или же совсем недавно? Это и есть то самое не случайное, а вполне даже нарочитое постоянство сосредоточенности, которое и выделило для западного мира искусство в особенный вид деятельности; но вряд ли художник при всей этой своей неуклонной сосредоточенности вообще бывает когда-то так же заворожён, как зритель (как Юлия Сергеевна из
давешней цитаты). Слишком многое о своём замысле он уже знает, и ему уже не приходится узнавать его "от другого человека", как это делает зритель, которому хочется рассмотреть, когда он оказывается к этому готов и уже не стремится внутренне отвлечься на шальные мысли, что же здесь было такое нарисовано и почему именно так (природные пейзажи, кстати, совсем иначе разглядываются - нет этого имплицитного ощущения чужого присутствия, и человек желает изучить лишь ожидания свои к восприятию и пониманию природы; именно через них он воспринимает присутствие духов - но природных духов, не людей). Но он постепенно узнаёт, какие способы сочинения приводят к нужному, к
несбывшемуся… Ему столь же важно, например, это чувство "неземного спокойствия", высказанное в цитате, но для него оно слишком связано с той самой перекличкой светлых и тёмных тонов по тем или иным "каналам" или же "рабочим оттенкам", около которой он так много работал, то есть со всем тем, что критики извне, когда результат уже готов, называют "эстетизмом"; так что это чувство для него есть повод не к тому, чтобы увлечься, а к тому, чтобы и дальше направить работу, материально выправить эти сочиняемые - то бишь учиняемые вместе - настроения…