В Коране от имени самого Бога говорится, что учение этой книги есть превосходнейшее во всех отношениях, что ислам есть лучшая религия в мире [Гл. 39 ст. 24. Ср. гл. 4, ст. 124; гл. 3, ст. 17.]; что в Коране Бог исправил и завершил религиозные верования человечества, проявил в этой последней форме религии в полноте свои благодеяния к людям [Гл. 5, ст. 5.], что поэтому Коран имеет право на всемирное признание, не только как последнее и совершеннейшее откровение людям воли Божией, но и как божественная энциклопедия, заключающая в себе все и малое и великое [Гл. 34, ст. 3.]. Насколько справедливы такие невероятные притязания Корана - это другой вопрос, который разбирать подробно в данном случае неуместно. Для нашей цели достаточно заметить здесь, что... все то, что хотят находить в этой книге защитники Мухаммеда и его учения, - и служит главным тормозом развития мусульманских народов, которые, по естественной логике, чем усерднее держатся своего религиозно-законодательного кодекса, тем более погружаются во мрак невежества, духовного рабства и дикости. Если судить о влиянии учения Корана и построенной на его учении религиозно-политической системы ислама на жизнь мусульман не а рriori, а по тем последствиям, какие вызываются этою системою, то окажется, что ислам не способствует свободному и правильному развитию человеческого духа, а стесняет его и лишает возможности облагорожения и возвышения до нравственной самостоятельности.
Константинопольский турок, российский татарин, самаркандский таджик, ташкентский сарт, кураминский узбек считают себя, несмотря на очевидную свою нравственную и политическую несостоятельность, выше всех людей в мире, как внушил им это не способствующее усовершенствованию человека чувство Коран [Коран, гл. 3, ст. 106: «Вы самый лучший народ из всех, какие возникали среди людей».]
...мусульмане, когда бывают вынуждены политическими обстоятельствами оказывать внимание и почтение христианам, то тем глубже их презирают и только и ждут удобной минуты выместить свое унижение каким бы то ни было способом: ложью, обманом, бранью из-за угла, и что всего чаще - необыкновенно дорогою ценою всех предметов первой необходимости...
Но вот познакомится с вами (чиновником порядочного ранга) зажиточный мусульманин и сейчас же начнет хвастать своим знакомством пред своими единоверцами, стараясь при этом выставить в глазах мусульман свое превосходство пред вами и ваше непомерное внимание к нему. Встретив вас случайно на улице, в виду толпы, он подбежит к вам, скажет вам несколько слов и тотчас заявит, что у него сейчас много дела, почему он и не может далее оставаться с вами. Это он скажет умышленно громко, чтобы толпа его единоверцев слышала, как фамильярничает с вами, потому что считает себя выше вас.
Настоящий бай, первый богач и потому самый влиятельный человек в городе, добьется знакомства с одним из больших русских чинов того же города, не ниже полковника, а еще лучше, если его удостоит своим вниманием генерал, хотя бы только по политическому расчету. Бай начнет униженно упрашивать своего важного «приятеля» пожаловать к нему в гости, хотя раз в жизни. По тому же снисхождению согласие генерала получено: назначен условный день и час. Богач, не говоря пока ни слова своим соседям, приглашает их к себе в этот именно день, но пораньше условного часа, в гости, просто как хороших соседей. Гости сидят и угощаются у расчетливого соседа. Когда приблизится назначенный для приема генерала час, тщеславный хозяин с достоинством заявляет своим раболепным гостям: «Хотите, я сейчас пошлю за генералом N и полковником N - и приедут!»
Во время разъездов по городу раис заставлял встречавшихся ему по дороге мусульман читать краткое изложение главных религиозных обязанностей мусульман, так называемый фарз-гeин, и во время чтения этого символа обязан был слезать с лошади из почтения к словам символа. Незнающих символа раис имел право наказывать палками от 1 до 39 ударов. Он выезжал в караван-сараи, заходил в мелочные лавочки, к содержателям чайных и т. п. лавочек и наблюдал, чтобы никто не оставался дома во время молитвы.
(Н. П. Остроумов. Характеристика религиозно-нравственной жизни мусульман, преимущественно Средней Азии, 1880)
Источник