СЕРГЕЙ ЕСЕНИН - НАШ СОВРЕМЕННИК

Oct 23, 2015 14:23

   Заседание клуба «Диалог», посвященное 120-летию со дня рождения замечательного русского поэта-лирика Сергея Есенина, прошло 23 октября 2015 г. в не совсем традиционном формате. Члены клуба не готовили, как обычно, тематических докладов, а просто обменялись мнениями о творчестве поэта, прочитали его лучшие и свои любимые стихи, рассказали, какое место в их литературных пристрастиях занимает есенинская поэзия. И такой подход к разговору о Есенине, думается, оправдан. Жизнь его и творчество изучены и описаны поминутно и построчно, и сказать здесь что-то новое трудно, а вот насладиться звучанием звонкого стиха поэта или щемяще-грустного романса на слова Сергея Александровича вполне возможно. При этом, беседуя, диалоговцы четко разграничили для себя частную жизнь Есенина, которая далеко не бесспорна, и его поэтическое наследие, которое имеет однозначную оценку.
  Творчество Есенина, неповторимое и яркое, прочно вошло в русскую литературу, оно и сегодня пользуется огромным успехом как у российского, так и зарубежного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к неоглядным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых он умел так эмоционально и звонко передать. В русскую литературу Есенин вошел как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искренняя радость юноши, открывающего для себя мир, который тонко чувствует полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в плену старых чувств и воззрений. В его лучших стихотворениях половодье самых сокровенных, интимных человеческих чувств, они до краев наполнены свежестью родной природы. Но есть стихи, которые полны отчаянием, безысходной грустью. Иной раз трудно поверить, что такие разные строфы принадлежат перу одного и того же человека. Есенин - прежде всего певец Руси. В его стихах по-русски искренних и откровенных ощущается биение беспокойного, но нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет». Они впитали в себя великие традиции Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, создавались в одну и ту же эпоху с произведениями Ахматовой и Цветаевой. Бесспорно, доминантой его творчества является любовь к России, и даже в любовной лирике тема любви к женщине сливается темой Родины.
    Несмотря на широкую известность и рано пришедшую славу, судьба Есенина как человека трагична. И в этом он повторил многих и многих мастеров рифмованного слова. История русской, да и мировой поэзии, по наблюдениям литературоведов, полна искалеченными душами, израненными сердцами, трагическими финалами. «Кто кончил жизнь трагически - тот истинный поэт», - утверждал один из поэтов. Но все же более надрывную судьбу, чем та, что выпала на долю Есенина, вообразить трудно. Самое печальное во всей есенинской биографии - это поразительное несоответствие между его светлым обликом и пронизанным смертной тоской творчеством, особенно последних лет жизни. «Литературная газета» - рупор современной патриотически ориентированной словесности, в связи с 120-летним юбилеем поэта анонсировала одну книгу о нем, выделив ее среди множества других, - «Есенин: путь и беспутье» (автор - Алла Марченко). Название монографии говорит само за себя, а выбор героя свидетельствует о большом интересе современных исследователей и читателей к личности и творчеству поэта.
   Всех, кто когда-либо читал Есенина, трогали за сердце стихи поэта о животных. На этой теме в творчестве Есенина остановился Е.Е. Водолагин - активный член клуба «Диалог». Он напомнил хронологию создания произведений, где главными «героями» становились столь близкие и понятные «крестьянскому сыну» коровы, кони, собаки, лисы. Однако Есенин смотрит на них не глазами анималиста, а поэта, очеловечивая действия и само существование «братьев наших меньших». Трогательно прозвучали знакомые со школьной скамьи строфы из «Песни о собаке», «Собаке Качалова», «Корова» и другие.
    Несмотря на то, что Есенин пришел в этот мир 120 лет назад, а покинул его уже как 90, он вполне современен, а иногда - актуален. В юбилейные дни многие СМИ цитировали его статью «Железный Миргород», опубликованную в газете «Известия»  в августе-сентябре 1923 года, по впечатлениям поэта от поездки в США. Читая ее, возникает ощущение, что написана она недавно. На эту современность есенинских американских «путевых заметок» на встрече в «Диалоге» обратила внимание Л.К. Казимирова, подкрепив свои наблюдения выдержками из статьи. «Америка - это прежде всего страна краснокожих. Вслед после открытия этой страны Колумбом туда потянулся весь неудачливый мир Европы… Индеец никогда бы не сделал на своем материке того, что сделал «белый дьявол». «…Сами американцы - народ тоже весьма примитивный со стороны внутренней культуры. Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в бизнес и остального знать не желает», - трудно и сегодня не согласиться с такими суждениями Сергея Александровича.
   В то же время поездка в Европу и США почти сломила Есенина. Слишком велики были контрасты, непонимание, да и в Советской России за время его отсутствия многое изменилось. Он как никогда мало писал, что для него как человека творческого было невыносимо. Без поэзии он жизни своей не мыслил, а писать, как прежде, не мог. Стихи, созданные в последние годы жизни - 1924-1925 годы,  ставшие для поэта своего рода «болдинской осенью», высосали из него все соки. К стиху Есенин был очень требовательным: пел не столько голосом, сколько всем своим естеством, искренне полагая, что «быть поэтом - это значит рубцевать себя по нежной коже, кровью чувств ласкать чужие души». Г.Н. Воронкина прочитала несколько стихотворений Есенина тех лет, вспоминая, что когда-то ее поколение после снятия запретов на есенинскую поэзию входило с ней в свою молодость.
    Точки соприкосновения с Есениным, его наследием, близкими ему людьми обнаружились и у других участников беседы. В конце 1970-х годов И.В. Жигалова встречалась с дочерью поэта Татьяной Сергеевной Есениной, которая в те годы в Ташкенте работала редактором в соседнем с ее издательством «Узбекистан»  издательстве учебной литературы «Укитувчи» («Учитель»). Долгие годы были сомнения, а действительно ли эта женщина - дочь знаменитого поэта, пока в руки Ирины Владимировны не попала фотография Зинаиды Райх - жены Есенина -  и его детей: Кости и Татьяны. Даже спустя полвека в облике пожилой уже тогда женщины угадывались черты очаровательной, но очень грустной девчушки с фото.
    Закономерно, что беседа одноклубников о творчестве Есенина сопровождалась исполнением песен и романсов на его стихи. Специалисты утверждают, что на есенинские слова по сравнению с другими поэтами создано наибольшее количество музыкальных произведений. Самые известные и любимые были исполнены под гитару Т.В. Кривцовой и М.К. Улановским: «Выткался на озере алый свет зари», «Целуй меня, целуй», «Голубая кофта, синие глаза», «Несказанное, синее, нежное», «Отговорила роща золотая».  Остальные участники встречи с удовольствием подпевали солистам, благо, есенинские стихи знают все.
   Произведения Есенина сегодня не только читаются и поются, они служат источником вдохновения и отправной точкой для творчества современных поэтов. М.К. Улановский признался, что часто есенинские строчки становятся темой или эпиграфом его стихотворений. Некоторые из них он прочитал, заслужив одобрительные аплодисменты слушателей.
                Сень Есенина

Не тем Есенин знаменит,
Что деревенским тронул нервом -
Да так, что до сих пор саднит, -
А тем, что сделал это первым.

Не тем Есенин виноват,
Что раздарил червонцы стервам,
А тем, что стервы - нарасхват
И всякий мнит, что будет первым.

Не потому певец отпет,
Что захлебнулся в петле песней,                                 
А потому, что черный след
Веревки проще и прелестней.

Не тем рябина запеклась,                                                     
Что кисть ее в крови и пепле,
А тем, что выплакавшись всласть,
Березы белые ослепли.

Анатопизм
Никогда я не был на Босфоре…
                         С. Есенин

Кефаль на леске.
Я в турецкой феске,
Поскольку русской фески
Нет как нет.
Стою над морем
От загара черен.
Босфор - бесспорен
В чешуе монет.
Босфор распластан
Плавником да ластом,
Застыл на час там -
Проморгал закат
Фосфоресцентным
Человекоцентром -
Флуоресцентным
Астрам в облаках…
Шальные чайки
Из морской потайки
Взметнут лушпайки,
До слезы слепя.
Рыбачья жилка
Дрогнет от затылка -
И жив курилка.
В трубочку сопя.
Клюет не шибко
Золотая рыбка.
Шаланды скрипка
Пляшет на волне.
Турецкий сейнер
Держит курс на север -
А там Есенин,
Очень близкий мне.
Стою на юге,
Гну бамбуки в дуги:
На дне фелюги
В луже мелюзга.
Ах, север краше:
Там и Крым, и наши,
которых с каши
тянет на юга.

Ирина Гулина, член Союза журналистов России

стихи, книга, музыка, клуб, отдел абонемента, библиотека, литература, поэт, юбилей, песня

Previous post Next post
Up