ПЕСНЕ ОТДАЛИ ВСЁ СПОЛНА…

Sep 25, 2015 16:40

25 сентября состоялось встреча в литературном клубе «Диалог», посвященная юбилейным датам русских советских поэтов-песенников, фронтовиков М. Исаковского (115 лет со д. р.), Е. Долматовского (100 лет со д. р.) и М. Матусовского (100 лет со д. р.).
Долгожданную встречу открыл журналист Е. Водолагин, выступивший с сообщением «Смоленский соловей - М. Исаковский».
С биографией и творческим путём поэта и прозаика Евгения Долматовского познакомили канд. пед. наук Л. Казимирова и канд. техн. наук М. Путренко.
Песни на стихи М. Исаковского и Е. Долматовского под аккомпанемент гитары исполнили М. Улановский и Т. Кривцова. Ветераны и новые члены клуба «Диалог» вспомнили любимые произведения авторов и с удовольствием приняли участие в музыкальной страничке вечера. А обсуждение творчества М. Матусовского участники встречи решили перенести на следующее заседание клуба, посвященное 100-летию со дня рождения поэта-фронтовика К. Симонова.

ПЕСЕННИК МИХАИЛА МАТУСОВСКОГО

«Мой песенник» - под таким заголовком сам поэт выделял в сборниках и собраниях сочинений свои произведения, ставшие текстами песен.  Это определение стало точкой отсчета и темой моего сегодняшнего сообщения.

23 июля 2015 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося поэта-песенника Михаила Львовича Матусовского, автора текстов более чем к двумстам песням. Они стали поистине летописью целой эпохи, которые помнят, любят и поют до сих пор...  Прежде всего, что приходит на память - «Школьный вальс», «Баллада о солдате», «На безымянной высоте, «Берёзовый сок» и «Вологда», «Что так сердце растревожено» и «Целую ночь соловей нам насвистывал», «Старый клён», «Ну почему ко мне ты равнодушна», «Сиреневый туман», «Чистые росы», «Это было недавно», «Летите, голуби, летите», «Подмосковные вечера» и «Московские окна» и, конечно же, самая проникновенная «С чего начинается родина?». Для детей он написал «Крейсер «Аврора» и «Вместе весело шагать». Вспоминая Матусовского, режиссер Эльдар Рязанов сказал: «Когда задумаешься, оказывается, что большинство стихов для главных песен нашей жизни написал Михаил Матусовский! …Его песни будут петь еще многие поколения. Они стали уже значимой частью нашей истории и символом России».

Михаил Матусовский родился в Луганске, в доме по улице Петербургской. Отец мальчика Лев Моисеевич был известным и уважаемым человеком в городе. Он  держал собственное фотоателье на главной улице Луганска. От клиентов не было отбоя - в альбомах старожилов до сих пор можно найти снимки, сделанные в ателье Льва Матусовского. Вот что писал Матусовский о работе своего отца: «Он снимал людское горе, безысходную судьбу, и младенцев в день рожденья, и покойников в гробу». В Луганске Матусовского-старшего в то время знали все. Ему доставляло удовольствие в перерывах между работой выходить на улицу, где каждый прохожий ему кланялся, снимая шляпу, интересовался делами, здоровьем его жены и детей. «Перед объективом отца проходил весь город: старые и юные, учащиеся и военные, местные и приезжие, женатые и холостые, толстые и тощие, подвыпившие и трезвые, спешащие оставить память о себе на листках удостоверений личности или в семейном альбоме. Мой отец был своеобразным летописцем города».
Детство у Михаила было счастливым. В семье - не роскошь, но достаток, любящие родители, друзья, учеба, прогулки по родному городу, и конечно, стихи. Их он начал сочинять еще в детстве. В своей книге воспоминаний «Семейный альбом» поэт иронически заметил, что, «как во всякой приличной интеллигентной семье», его решили учить музыке. Навыки игры на фортепиано отлично пригодились позже, дав возможность работать тапёром в местном кинотеатре.
В положенное время Михаил пошел в школу. Учился он в школе № 13 в Каменном Броде. В книге «Семейный альбом» немало тёплых строк поэт посвятил родной школе и особенно любимой учительнице русского языка и литературы Марии Семёновне Тодоровой. Она учила не только любить и понимать литературу, но и помогала своим ученикам лучше разбираться в жизни.
В школьные годы он много писал. У него был целый мешок лирических стихов, пародия на «Евгения Онегина». Стихи были незрелыми, но очень грели самолюбие поэта. Вот, например, стихотворение о минеральной воде «Нарзан»: «Лимонад, ситро, крем-соду, квас и сельтерскую воду не сменю на полстакана натурального «Нарзана». Начинал роман-трилогию на манер Гарина-Михайловского, сочинил бытовую комедию. В 11-летнем возрасте Михаил начать писать книгу со странноватым для юношеского возраста названием «О прожитом и пережитом». Но Мария Семёновна мудро и тактично посоветовала «сменить тему», а к мемуарам вернуться попозже... Первое его стихотворение «Велопробег» было опубликовано в 1927 г. в «Луганской правде». Автору тогда едва исполнилось 12 лет.  В то же время он начал посещать юношеское объединение при писательской организации «Забой». Михаил всю жизнь помнил и любил свою школьную учительницу, признавался, что очень благодарен ей за то, что она заметила в нём талант и всячески поддерживала его стремление сочинять стихи. Именно ей посвящён «Школьный вальс», без которого и сегодня не обходится ни один выпускной вечер.
Интересна история написания музыки к этой песне. Исаак Дунаевский давно хотел создать песню-воспоминание о школьных годах. По его просьбе Матусовский написал стихи о своей любимой учительнице и отдал композитору. От того долго не было никаких вестей, что было плохим признаком. Наконец соавторы встретились, и Дунаевский наиграл романс. Но по выражению лица поэта сразу понял, что тот разочарован. Тогда Исаак Осипович признался, что у него есть еще один вариант, правда, неожиданный. На пюпитре вместо нот он установил пустую коробку из-под папирос «Казбек», на обратной стороне которой была нанесена только одна нотная строка. Так впервые была озвучена бессмертная мелодия «Школьного вальса». Прозвучав в эфире, песня помогла найтись и Марии Семеновне, которая оказалась не только замечательным педагогом в мирное время, но и бесстрашной подпольщицей в годы оккупации Одессы. Подвиги этой женщины заслуживают отдельного разговора, а ее бывший ученик Михаил Матусовский  сохранил ее имя для истории не только песней, но и сердечными воспоминаниями на страницах своей книги.
Когда после окончания семилетней школы стал вопрос о дальнейшем образовании Миши, мама настояла на выборе технической профессии: «У мальчика должно быть ремесло в руках!». Его отца сочли кустарем, объявили лишенцем. Детям лишенцев получать образование было нельзя, поэтому вместо учебы он устроился на работу в кинотеатр: писал афиши и работал тапером. Все изменил случай: приезжий фотограф высоко оценил работы его отца и помог тому вернуться к прежней деятельности. Михаил поступил в техникум гражданского и промышленного строительства. По окончании техникума устроился на один из заводов Луганска, но ненадолго - опять вмешался счастливый случай.
Жена поэта Евгения Матусовская вспоминала: «Когда Матусовский работал на заводе в Луганске, туда приехали с концертом два известных молодых поэта - Е. Долматовский и Я.Смеляков. Миша принёс им смятую тетрадочку со своими стихами. Прочитав, они постановили: «Надо ехать в Литературный институт». Признание знаменитых поэтов настолько вдохновило Михаила Львовича, что в 1935 г. он бросил работу на заводе и уехал в неизвестность, в Москву «с чемоданом стихов, угрожая завалить столицу своей продукцией». Он жил, где придется, снимал углы и комнатушки, но в Литературный институт им. М. Горького поступил. В Литературном институте Михаил подружился с ребятами, которые учились на курс старше его, - Константином Симоновым и Маргаритой Алигер. Эта дружба длилась всю жизнь.  Как признавался Симонов, ему было интересно побывать на родине друга, о которой он столько слышал и откуда Мише регулярно приходили небольшие, но полные разных лакомств посылки. «Было такое ощущение, - шутил Симонов, - что именно в Луганске, а не в Греции, есть всё...». С особенным удовольствием Матусовский и Симонов вспоминали, как они, два московских франта, в клетчатых курточках и таких же кепках, «маршировали» по улочкам Луганска, а за ними хвостом бежала местная ребятня, считавшая их не иначе как иностранцами. Вместе с Константином Симоновым в 1939 году они написали книгу «Луганчане».
В 1939-м после окончания института поэт учился в аспирантуре МИФЛИ (Московский институт истории, философии и литературы), где познакомился с будущим известным спортивным комментатором Львом Озеровым. Матусовский три года работал над диссертационным исследованием, увлеченно изучал древнерусскую литературу, наизусть читал огромные куски из летописей, был знатоком иконописных школ и даже второстепенных мастеров называл всех поименно. Он был фанатически влюблен в поэзию, из всех его карманов торчали книги разных авторов, стихи читал по-южному медлительно и нараспев. В 1939-м  он стал членом Союза писателей СССР. В 1940 г. Михаил Матусовский издал сборник «Моя родословная», где проявил себя как поэт, живо откликающийся на события современности.

Течение мирной жизни прервала война. Защита диссертации была назначена на конец июня 1941 года, но началась война, и Матусовский ушел на фронт, будучи призванным в качестве военного корреспондента. Видный литературовед Н.К. Гудзий, научный руководитель Матусовского, походатайствовал за своего ученика и, в виде исключения, защита прошла в отсутствие диссертанта. Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук. В годы войны он работал военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, 2-го Белорусского фронтов. Фронтовые дороги вели его через Польшу в Германию. Глубинный внутренний опыт журналиста, майора, орденоносца нашёл отражение в знаменитых его стихотворениях, ставших песнями. Вспомним историю создания песни «На безымянной высоте», которая по праву стала в ряд с великими песнями Великой Отечественной. Написана она была к кинофильму «Тишина» Вениамином Баснером. Е. Долматовский в книге «Рассказы о твоих песнях» писал, что поиск, проведённый редакцией газеты «Советская Сибирь», подтвердил, что в основу песни положена действительная история: в Новосибирске помнили имена всех «восемнадцати ребят», совершивших подвиг на высоте у посёлка Рубеженка Куйбышевского района Калужской области. Неточность только одна: «из восемнадцати ребят», сражавшихся против 200 фашистов, уцелело не трое, а двое. Это Герасим Лапин и Константин Власов. М. Матусовский находился на том же участке фронта, где совершили свой подвиг сибиряки. Тогда же он написал поэму «Безымянная высота». Поэма оказалась наброском песни, родившейся через 20 лет. На высоте Безымянной в 1966 г. установлен памятник, на камне выбиты строфы песни. На открытие памятника приехали не только сами герои Лапин и Власов, но и многие ветераны их 139-й стрелковой дивизии во главе с бывшим командиром - теперь генерал-майором Кирилловым и ближайшие родственники солдат, имена которых навечно вырезаны на плитах памятника.
Стихи были готовы, а вот композитору песня давалась с трудом. Написавший к тому времени всего несколько песен,  Баснер был готов отступить, но вера режиссера фильма Владимира Басова в плодотворность творческого дуэта Матусовский-Баснер, не позволяла композитору уступить свое место другому. И вот после очередной встречи на киностудии, огорченный          тем, что новый, наверное, 20-й вариант оказался непригодным, Баснер возвращался на поезде домой в Ленинград. Под перестук колес родилась наконец мелодия, ставшая основой песни. Всю дорогу Баснер повторял ее в уме, боясь забыть, так как записать в маленьком блокноте удалось только одну музыкальную строку.
Среди фронтовых наград, к которым Матусовский был представлен за мужество и героизм, - ордена Красной Звезды, Октябрьской революции, Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, медали. Во фронтовых газетах появлялись его стихотворные фельетоны и частушки.  Во время войны вышли сборники  стихов «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944). Помимо фронтовых публикаций в годы войны и после неё Матусовский написал немало текстов песен на военные темы. Сюжеты почти всегда брал из жизни. Многие из тех песен стали классикой. По-настоящему первой своей удачей считал песню «Вернулся я на родину», в которой говорится о том, как после окончания войны солдат возвращается в родной город (Заречная - одна из улиц старого Луганска). Эта песня во многом стала первой для поэта. Музыку к ней написал Марк Фрадкин, что было первым их опытом сотрудничества.  Первым исполнителем стал Леонид Утёсов,что было большой удачей. «Я был счастлив и горд, когда её начал петь Леонид Утёсов... После него я поверил в силы и возможности песни», - вспоминал позже Матусовский.
Широкая известность приходит к поэту вместе с обращением к жанру песни. На стихи Матусовского писали музыку Дунаевский, Соловьев-Седой, Хренников, Блантер, Пахмутова, Цфасман, Мокроусов, Левитин, Шаинский и др. Особенно много песен родилось в содружестве с Вениамином Баснером. Интересный факт: когда в 2001 году в С.-Петербурге вышел альбом Баснера «Белой акации гроздья душистые», то из 31 песни, включенных в него, 26 написаны на стихи Матусовского. Песни Матусовского исполняли Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Георг Отс, Николай Рыбников, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Людмила Сенчина, которые тоже внесли свою весомую лепту в их популяризацию. Многие произведения написаны Матусовским специально для кино. В силу своей доверительности и лиричности они «ушли в народ», который всегда умеет отличать настоящее и фальшивое. Более семи десятков песен и сегодня звучат в эфире, со сцены, да и просто в компаниях. Вот лишь некоторые «его» фильмы: «Щит и меч», «Тишина», «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся», «Девчата», «Запасной игрок», «Прощайте, голуби!», «Дни Турбиных» «Матрос с «Кометы», «Друзья и годы», «Они были  актерами», «Цыган», «Воскресный папа», «В трудный час», «Мировой парень» и другие. Это были самые разные фильмы: комедийные, драматические, многосерийные, художественные и документальные. Всего 57 (59) фильмов, больше чем у кого-либо в советском кино.
Звёздный час настал для Михаила Матусовского в 1957 году, когда неожиданно стала известной и любимой песня «Подмосковные вечера», написанная вместе с композитором Василием Соловьёвым-Седым для документального фильма «В дни Спартакиады» еще в 1955 году. История ее создания, а затем огромного успеха парадоксальна и занимательна. Об этом подробно и не без юмора рассказал в своей книге «Пути-дороги» Соловьев-Седой: «На центральной студии документальных фильмов снимался фильм о Спартакиаде народов РСФСР. Для фильма была нужна физкультурная, маршевая песня. Песня, которую я написал, а это были «Подмосковные вечера» разочаровала кинематографистов: ждали бодрого марша, а получили лирическую протяжную песню. Подозреваю, что ее не вырезали только потому, что боялись обидеть меня и Матусовского. Фильм прошел, о нем забыли и о песне тоже. Но вот «Подмосковные вечера» прозвучали по радио в исполнении Владимира Трошина и так понравились слушателям, что радио стало получать горы писем с просьбой ее повторить. Так песня ушла в народ, подхватили ее и зарубежные участники У1 Всемирного фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 году.  «Не слышны в саду даже шорохи…»  запела молодежь всего мира.  На этом фестивале  «Подмосковные вечера» были удостоены первой премии и Большой золотой медали в конкурсе на лучшую песню, посвященную этому мероприятию. Песня сразу стала русской всемирной визитной карточкой, затмив своей популярностью за рубежом даже легендарный романс «Очи чёрные». «Подмосковные вечера» покорили планету, стали своеобразной музыкальной эмблемой сторонников мира в Европе, Америке, Африке-в ряде стран ее стали называть «Спокойной ночи, Земля». На 1-м Международном конкурсе им. Чайковского её исполнил американский пианист Ван Клиберн и включил её в свой мировой репертуар. Она покорила своим звучанием жюри и слушателей на итальянском фестивале лучших песен мира, а с 1964 года стала главным позывным радио с более чем символичным названием «Маяк». Теперь она занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая исполняемая в мире. Друг Михаила Львовича, Эльдар Рязанов, говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему еще при жизни можно было памятник ставить».

Не менее знаменитой и любимой стала и песня «С чего начинается родина». Поэт неоднократно в процессе работы менял текст, выбирая наиболее точные слова, пока стихи не приобрели тот вид и содержание, которые мы знаем и любим. «С чего начинается родина?» воспринимается как лирический монолог каждого, кто вырос на нашей земле, откуда бы он ни был родом и к какому поколению ни принадлежал. Своей популярности песня во многом обязана проникновенному исполнению Марка Бернеса, патриотическому сюжету фильма «Щит и меч», таланту актеров. Когда Матусовскому предложили написать песню для телефильма «Дни Турбиных», снятому по роману Михаила Булгакова, появился романс «Белой акации гроздья душистые». Запах акации ассоциировался у поэта с родным Луганском, с юностью, с чем-то светлым и, увы, невозвратимым. Весь Каменный Брод (один из районов города, неподалёку от места жительства поэта) был засажен акацией. И когда она цвела - запах просто пьянил. Именно он вдохновил Михаила Львовича на эту песню.
В одном из стихотворений Матусовский очертил значение песни лично для него и для своих читателей и слушателей: «Я песне отдал всё сполна, в ней жизнь моя, моя забота, ведь песня людям так нужна, как птице крылья для полёта»…Как же рождается песня? «Я не вправе говорить от имени всех поэтов, работающих в песенном жанре, но лично я предпочитаю способ в соответствии с древним изречением: «Вначале было слово». Несколько раз я соглашался писать стихи на готовую музыку. Как правило, из этого ничего хорошего не получалось». Исключением стала «Баллада о солдате» - песня для кинофильма «В трудный час» на музыку Соловьева-Седого. Писалась она под впечатлением от фильма Чухрая и даже имела то же название. Как вспоминал потом поэт, тут каждая музыкальная фраза уже сама подсказывала, заставляла находить нужный ей глагол: шел, бил, пел. Это музыка продиктовала форму. И когда я поймал именно такое, адекватное ей решение, нам обоим стало понятно, что песня состоялась.
О судьбе песни мэтр рассуждает так: «Вообще пути песни загадочны и неисповедимы. Я бы мог назвать десятки песен, которые писал с полной отдачей сил, а их почему-то не поют». Поначалу так было и с песней «Вологда», написанной М.Матусовским и Б. Мокроусовым для спектакля Малого театра «Белые облака ». И только когда её исполнили «Песняры», она стала хитом. Михаил Матусовский гордился званием «поэт-песенник»: «Будь на то моя воля, я бы писал слово «песня» с большой буквы!».

Матусовский писал не только стихи, ставшие текстами песен - он автор свыше 15 стихотворных сборников. Вышли сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957), «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982) и многие другие. Посмертное издание его стихов называлось «Горечь». Перу Матусовского принадлежат сценарии документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964), воспоминания о П.Антокольском, М.Светлове, А.Фатьянове, о друзьях-фронтовиках Ю.Севруке, Б.Горбатове и др. Он является автором большого числа переводов - антологии украинской, казахской, туркменской, марийской поэзии, особенно интересны переводы Т.Шевченко, М.Бажана, С.Капутикян и С.Рустама
В 1977 г. М. Матусовскому была присуждена Госпремия СССР за стихи, положенные в основу песен «Березовый сок», «Мне вспомнились снова», «Песня о гудке», «Шахтерская песня», «Такая короткая долгая жизнь», «В сердце у меня». Слава не вскружила голову поэту, как это часто бывает. Его приглашали на форумы и заседания. Но даже сидя в президиумах, он старался занять место в последнем ряду. Он стеснялся своей популярности и известности, любому официозу предпочитая простое человеческое общение. Как вспоминала Евгения Акимовна Матусовская: «Он говорил, что даже не хочет себя называть поэтом, это слишком большое, так сказать, название для специальности, для человека - поэт. Это пусть другие назовут меня поэтом, я - литератор». Поэтом Матусовского назвал народ. Назвал и полюбил. За талант быть простым и понятным. За стихи, греющие душу, и песни, которые хочется петь даже в одиночестве.

Член Союза журналистов России              И. В. Жигалова

писатель, стихи, книга, Исаковский, музыка, Долматовский, клуб, отдел абонемента, Матусовский, библиотека, российский писатель, литература, поэт, юбилей, песня

Previous post Next post
Up