29 марта в отделе абонемента состоялось встреча клуба «Диалог»,
посвященная первоапрельскому празднику - Дню смеха.
Открыла встречу И. В. Жигалова, член Союза журналистов России, сообщением «Ранняя и поздняя советская сатира. Сравнительный анализ», в котором осветила особенности литературы сатирического жанра разных периодов советской эпохи.
Л. П. Соломахина, кандидат филологических наук, подробно рассказала о поэтах «Объединения реального искусства» («ОБЭРИУ»), в частности об организаторе группы Данииле Хармсе, и зачитала их стихотворения.
Г. Н. Воронкина, учитель математики, познакомила с книгой К. Душенко «Слабости сильного пола» и озвучила несколько афоризмов.
Юмористические афоризмы российских и зарубежных авторов также представил В. А. Аров, инженер-технолог.
Т. М. Дюгаева, кандидат биологических наук, рассказала о забавных случаях из ее педагогической практики.
В оживленной беседе приняли участие члены клуба «Диалог» Ж. В. Кулиш, кандидат филологических наук,
М. А. Путренко, кандидат технических наук, В. П. Афонасьева, художник-дизайнер,
Шаркова В. И., певица,
а также специалисты отдела абонемента.
«СМЕЯТЬСЯ, ПРАВО, НЕ ГРЕШНО
Над всем, что кажется смешно»
Н. М. Карамзин
(Из «Послания А. А. Плещееву», 1796 г.)
Писатель-острослов, мастер сатиры и виртуоз эстрады Лион Измайлов свою недавно вышедшую в свет книгу «Курам на смех» заканчивает ироничной и лукавой фразой: «Существует мнение, что есть люди, не обладающие юмором. Я думаю, что это не так. Любой человек, если ему как следует объяснить, что смешно в анекдоте, обязательно засмеется». В канун Дня смеха завсегдатаи литературно-дискуссионного клуба «Диалог» собрались в отделе БГУНБ и постарались себе и всем объяснить, что же смешного в творчестве отечественных писателей-сатириков и над чем надо смеяться в анекдотах известных юмористов.
Если окинуть беглым взглядом отечественную сатиру и юмор, а это, как утверждают люди знающие, разные жанры, то пережили они за времена от Михаила Михайловича (Зощенко) до Михал Михалыча (Жванецкого) несколько разных периодов. В эту тему углубилась И. В. Жигалова, член Союза журналистов РФ, и обнаружила, что наибольшего подъема сатирические жанры достигли в первые годы после Октября 1917-го. Это и понятно: сатира всегда на взлете во времена социально-политических потрясений. До сего дня не потеряли сатирической остроты и вызывают смех читателей рассказы, пьесы и романы М. Зощенко, А. Платонова, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова и Ю. Олеши, написанные в 20-е годы
В следующее десятилетие, по мере укрепления советской власти, сатира в отечественной литературе идет на спад. Темы и объекты высмеивания все больше смещаются в сферу быта. Последним «прорывом» можно считать публикацию «Золотого теленка» в 1933 г. (журнальный вариант - в 1931-м), «Собачье сердце» М. Булгакова ходит по рукам в виде списков «самиздата». «Смешно думать о настоящей сатире, - замечал Зощенко. - Привычные темы, которыми полна моя записная книжка, увы, сейчас не актуальны - там ничего нет о силосах и отсутствии тары…» Когда уже после войны, в 1946 г., клеймили Зощенко, то и покойным Ильфу и Петрову досталось задним числом за книги о «путешествии плутов в стране дураков». Их не просто ругательски ругали в печати, но и из библиотек изымали книги, сочтя «грубой ошибкой» их публикацию. Реабилитированы были шедевры сатирической литературы 20-х - 30-х годов и сделаны достоянием широкой публики во многом благодаря кинематографу только к концу 70-х, а то и в начале 80-х годов. «Не может быть», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев», «Собачье сердце» - эти произведения стали не только литературной, но и кинематографической классикой и смешат уже праправнуков первых читателей.
В годы войны сатира, как и все советская литература, выполняла «оборонный заказ», направляя свое острие против смертельного врага, что понятно и оправдано. Робкие попытки возродить сатирические жанры появились в годы хрущевской «оттепели», которые усилились и окрепли на рубеже 60-х -70-х годов. Однако и тогда «сочинения с подтекстом» допускались в печать в усеченном и приглаженном виде. Пример - книги Ф. Искандера, из которых изымались целые главы («Пиры Валтасара» в «Сандро из Чегема»), а политическая притча «Кролики и удавы» задержалась с публикацией более чем на полтора десятилетия. В то же время к читателю пробиваются сатирические рассказы и пьесы В. Шукшина («Энергичные люди», «До третьих петухов»), в которых первоначальный легкий юмор сменяется едкой иронией. Над чем смеялись тогда эти мудрые и неравнодушные к своей стране писатели? Над покорностью, душевной леностью, тупой претенциозностью распоясавшегося обывателя. Персонажи и обстоятельства лучших образцов поздней советской сатиры обращены не столько в прошлое, сколько в настоящее и будущее, поскольку и сегодня злободневность многих ситуаций очевидна.
Сатира и юмор новой России с традиционных «бумажных носителей» в силу развития технологий и Интернета переместились на экраны телевизоров и мониторы компьютеров. Их жанры сегодня не отличаются разнообразием - это в основном небольшой рассказ или миниатюра. Темы тоже традиционные: семейно-бытовые, милицейско-полицейские, курьезы взаимоотношений теперь уже трех полов. Успешнее всего здесь выступают те, кто начинал в самые неблагоприятные для сатиры годы - Жванецкий, Альтов, Измайлов, из более молодых - Пелевин.
Чтобы рассмешить и ошеломить человека есть много способов. Некоторые из них своим инструментом избрали поэты группы ОБЭРИУ - это гротеск, алогизм и абсурд. Такое экстравагантное объединение поэтов и писателей могло образоваться только в благословенные для поисков нового в советской литературе 20-х - 30-х годы, убеждена кандидат филологических наук Л. П. Соломахина. Вычурная аббревиатура расшифровывается просто - «Объединение Реального Искусства». Члены группы декларировали отказ от традиционных форм искусства, обновление методов изображения посредством уже названных приемов гротеска, алогизма и поэтики абсурда. Наиболее яркими и талантливыми представителями группы являлись Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий.
Даниил Хармс прославился еще в конце 20-х годов, когда С. Маршак привлек его к работе в Ленинградском отделе «Детгиза». Он писал для детских журналов «Еж» и «Чиж», но сотрудничал с ними недолго: до первого ареста в декабре 1931 г. Удивительно, но при сравнительно небольшом числе шутливых детских стихотворений («Иван Иваныч Самовар», «Врун», «Игра», «Из дома вышел человек», «Тигр на улице» и др.) он создал свою страну в поэзии для детей и стал ее классиком. Проза для взрослых Хармса стала доступной полвека спустя. Она очень необычна и кому-то может показаться странной или слишком абсурдной. Но таков талант этого необычного писателя, который своим творчеством завершил историю русского авангарда. Он не писал больших романов, но его стихи и малая проза для взрослых и детей удивительно смешные вещи.
Однако настоящий смех на встрече клуба «Диалог» начался, когда Г.Н. Воронкина, учитель математики, стала зачитывать анекдоты и афоризмы из книги Константина Душенко «Слабости сильного пола». Автор - культуролог, историк, переводчик, известен как составитель антологии афористики, преимущественно зарубежной («Большая книга афоризмов», «Последние слова знаменитых людей. Легенды и факты» и др.). Вот несколько афоризмов из раздела «Мужчина в расцвете сил и после»: «Зрелый мужчина: существо, которое под елкой надеется найти красивую девушку, а находит галстук»; «Хотелось бы, чтобы не только хотелось»; «Подошел к зеркалу и увидел обратную сторону медали». Или из раздела «Женщины о мужчинах»: «Мужчины, как дети: хотят, чтобы их водили за руку, но считали большими»; «Мужчины приходят и уходят, а некоторые еще и остаются»; «Настоящего мужчину видно даже когда он голый».
Эстафету юмористических афоризмов подхватил В. А. Аров, инженер-технолог, зачитав с десяток высказываний известных людей из своей коллекции: «Осторожно с диетами. После большинства курсов похудения худеет только ваш кошелек» (К. Бернард, южноафриканский хирург); «Единственный способ похудеть посредством зеленого чая - активно собирать его самой» (Регина Опус); «Ну оторви недвижимость от стула!..» (В. Вишневский).
Одноклубников по «Диалогу» порадовала Т. М Дюгаева, кандидат биологических наук. Ее воспоминания о комичных случаях из педагогической практики стали настоящим сюрпризом. Добрые, пронизанные легким юмором рассказы о бывших учениках показали, что «диалоговцы» умеют не только читать чужое, но и писать свое, причем смешно и интересно.
Ирина ЖИГАЛОВА,
член Союза журналистов Российской Федерации