о прекрасном

Dec 29, 2012 04:10

Действительно, в стремлении полностью заменить лицо маской (как, например, в античном театре) скрывается, вероятно, не столько мотив тайны (как в полумасках театра итальянского), сколько мотив лица-архетипа. Своим зрителям Гарбо являла как бы платоновскую идею человеческого существа, и этим объясняется, что её лицо - почти бесполое, хотя и безо всякой двусмысленности. <...> В её прозвище "Божественная" выражалось, скорее всего, не столько совершенство её красоты, сколько самая суть её телесного облика - она словно снизошла с небес, где все предметы сформированы и очерчены с величайшей ясностью

Однако в этом обожествленном лике прорисовывается и нечто более резкое, чем просто маска; это почти преднамеренное, т.е. рукотворное, соответствие между изгибом ноздрей и двойной дугой бровей - редкое, сугубо индивидуальное соотношение двух зон лица. Черты маски образуют лишь простую сумму, в лице же они вступают в тематическую перекличку. Лицо Гарбо знаменует тот неустойчивый миг, когда кино из эссенциальной красоты вот-вот извлечет красоту экзистенциальную, когда архетипичность вот-вот уступит место обаянию живых и смертных лиц, когда ясность телесных сущностей вот-вот сменится лирикой женской души



Будучи переходным явлением, лицо Гарбо сочетает в себе 2 века киноиконографии; здесь священный ужас сменяется очарованием. Как известно, ныне мы находимся на противоположном полюсе эволюции: так, индивидуальность лица Одри Хепберн обусловлена не только его особым тематическим ореолом (женщина-ребенок, женщина-кошка), но и самим его складом - почти уникальным устройством этого лица, где нет ничего сущностного и всё основано лишь на бесконечной сложности морфологических функций



Если провести аналогию с языком, то своеобразие лица у Гарбо носит концептуальный характер, а у Одри Хепберн - субстанциональный. в лице Гарбо нам явлена Идея, в лице Хепберн - Событие

Roland Barthes, Les Lettres nouvelles, IV, 1955

фото, уовп, рефлексия, Л, поэзия, люди говорят

Previous post Next post
Up