Завершая рассказ о железнодорожной выставке - нельзя не упомянуть о паровозах.
В них есть что-то магическое. Они пережили самих себя, из технического объекта стали символом железной дороги как таковой, живым иероглифом. Не одно поколение выросло, не видя настоящего действующего паровоза - но наиболее понятной пиктограммой железнодорожного транспорта все равно будет изображение больших колес, горизонтального цилиндра-котла и трубы с дымом.
Несмотря на свой солидный возраст - они не кажутся примитивными. Наоборот, глядя на переплетение открытых глазу рычагов, шатунов, больших и маленьких трубочек - впечатление сложности создается скорее, чем от состоящей из внешне простых геометрических форм современной техники.
И еще паровоз больше, чем другая техника, похож на живое существо. Его нельзя просто запустить нажатием кнопки - требуется целый ритуал пробуждения-прогрева. Паровоз всегда полон звуков - размеренное пыхтение, булькание, сипение пара, громогласный рев гудка, звонкий предостерегающий свист. Даже стоя на месте, он окружен внешними эффектами - "внезапно" для наблюдателя выпускает струю пара, или сливает тоненькую струйку кипятка, или просто стучит чем-то внутри себя, как жующее и переминающееся животное-тяжеловес. В принципе, в некоторой степени это относится к любой большой машине - но в случае с паровозом особенно наглядно.
Неудивительно, что люди любят паровозы. Такую технику просто стыдно распиливать на металл - проще оставить ржаветь и разваливаться на какой-нибудь базе запаса, предоставляя почетное право умереть естественной смертью. А те экземпляры, за которыми продолжают ухаживать - платят за это благодарностью. Даже стоя в виде памятника на каком-нибудь вокзале - они притягивают глаз, а "живые" становятся настоящим аттракционом и для детей, и для взрослых.
Паровоз Э, производившийся в разных модификациях 39 лет, с 1912 по 1957 год. Именно такой мог "вылазить" во времена Маяковского, чтобы везти и нести вас и нас.
Пар сипит, вода льется - как из-под стоящего быка :)
Паровоз Л ("Победа", а также "Лебедянка" и "Лебедь"), чьих конструкторов наградили Сталинской премией.
Бережно сохраняемые детали производят впечатление. На многих паровозах-памятниках центр звезды пустует.
Гербы разных лет:
П36 - последний выпускавшийся в СССР пассажирский паровоз, детище Коломенского завода.
Как тут удержаться от "каренинского" ракурса? :)
Настоящий гигант с колесами выше человеческого роста:
Лампы в прожекторах - электрические.
"Вода отравлена!" - все пропало, шеф, все пропало...