Как вы уже, наверно, догадались - мы продолжаем осмотр выставки, посвященной архитектору Иофану, творчество которого отнюдь не ограничивалось проектами Дворца Советов и "Дома на набережной".
Это - один из первых (и при этом - осуществленных) проектов Иофана, капелла семьи Амброджи в Риме. Между прочим - 1917 год.
Как видим, с прорисовкой деталей уже тогда было все хорошо:
А это - проект дома-коммуны 20-х годов. Здесь нет "красивостей", это простая рабочая документация - но от этого не менее интересная. Разделяющие слова кружочки вместо пробелов, не имеющее русского аналога слово LOGGIA :), различные системы измерения площади и явные следы ее изменения - разве не прелесть?
А эту кальку стоит показывать всем любителям "править геометрию" на архитектурных снимках: здесь вертикальная перспектива отсутствует как класс, все вертикали абсолютно вертикальны - но даже на относительно невысоком здании видна вся неестественность такого подхода: стены явственно кажутся расширяющимися кверху! А если бы это была фотография, а не чертеж?
Наглядное пособие по изучению русского языка - чем различаются сени, фойе и вестибюль :)
Конкурсный проект мавзолея Ленина. Как видим, здесь он во всю высоту кремлевской стены (если считать их изображенными в одном масштабе)!
Казалось бы, задание ответственное и абсолютно серьезное - но что мы видим, присмотревшись? Весь мавзолей украшен надписями, но осмысленно прочитать из них удается только слово "ЛЕНИН". Что такое "АБВ-ИМПЕРИАЛИЗМ"??? или "МАЛАЯ ВЕАЛЕВЛ"??? Удивительно, что после такого Иофан не был расстрелян за антисоветскую агитацию и саботаж :) Зато в темных фигурах на верхней площадке есть все основания подозревать львов! Наподобие тех, что украшают грот Александровского сада :)
Тема каббалистических надписей будет раскрыта еще не раз! Например, в проекте полиграфического комбината "Известий", котроый планировали построить на площади Киевского вокзала.
Нельзя сказать, что буквы просто слишком малы для чтения - нет, они вполне читаются, особенно при этом уровне прорисовки, но складываются из них только очередные "АБРВАЛГ". Интересно - может, это было такое специальное мероприятие, на случай резкого изменения политики партии и популярных лозунгов?
Следующий фрагмент - загадка из серии "найдите лишнюю деталь" Правильно - это пандус! Обычно он ведет прямо к входным дверям, или по крайней мере под козырек, чтобы VIP-пассажиры не попадали под дождь, выходя из кареты или машины. Но здесь - он ведет просто на площадку между двумя лестницами, посреди открытого пространства.
Работники советской печати! "Акулы пера, шакалы ротационных машин" :))) И все-таки, есть в этой сцене что-то от мрачной эстетики дизель-панка :)
Человек со "скрижалью" никого не напоминает? Если нет - то постарайтесь его запомнить, он нам еще встретится! И кстати, надпись на "скрижали" вполне читаемая - "Печать самое острое, самое сильное оружие нашей партии". Видимо, этот лозунг был признан абсолютно благонадежным, и изменениям не подлежал.
Проект восстановления театра Вахтангова: каждый вход украшен маскароном, но последний из них, мягко говоря, несколько необычен:
Еще одно направление, прославившее Иофана - павильоны СССР на международных выставках.
Здесь меня больше всего привлекла эволюция скульптуры-украшения:
Никого не напоминает? По-моему, это рабочий-и-колхозница в одном лице :))) К звезде придираться не будем, с ней наверное сыграла злую шутку"архитектурная" передача перспективы.
В дальнейшем гендерная принадлежность персонажа была уточнена, а такще ему подобрали подходящую одежду и даже пару :)
В результате, на Парижской международной выставке 1937 года все увидели то, что всем нам хорошо знакомо.
Интересный момент - куда делся молот? Может быть, до последнего момента шел спор, не воткнуть ли в руку привычную звезду?
Только саркастическая ухмылка колхозницы будет нам ответом...
А через два года, в Нью-Йорке, рабочий снова остался один и со звездой-леденцом:
И с бесхвостым самолетом в качестве украшения:
И снова - знакомые мотивы, на этот раз в военном мемориале:
Кстати, забегая вперед, в 60-е годы - оказалось, что Рабочий с Колхозницей могли оказаться у Манежа, а не ВДНХ!
А могли получить еще одно воплощение, в виде памятнику Ленину на Ленинских (Воробьевых) горах:
С Лениным все ясно, а вот другие персонажи поменялись местами - мужчина оказался справа, а женщина - слева:
Еще один крупный проект - "Дом тяжелой промышленности", который должен был стоять на месте гостиницы "Россия".
Как и всегда, все детали тщательно проработаны. Рельеф местности, существующая застройка, контуры нового здания...
Все бы хорошо, если бы не "досадная опечатка" - "генералЫный" :) Интересно, кто и как скоро ее заметил - и что за это было исполнителю???
Постепенно внешний вид трансформировался от вавилонского зиккурата во что-то более современное:
Вот только что это за кубические силуэты "москва-сити" виднеются в тумане слева от здания? Ведь если не ошибаюсь - там должен быть Кремль?
Следующая серия проектов - "32-этажное здание на Ленинских горах". Осуществлены они не были, но послужили основой для проеккта МГУ, сделанного архитектором Рудневым.
Силуэт уже узнаваемый, но без знакомого шпиля и башенок выглядит как-то недостроенно.
Белила - друг архитектора!
Золотая "кукурузина" на крыше тоже что-то напоминает - но с уверенностью сказать не могу.
Как видно по генплану, здание должно было стоять гораздо ближе к берегу, чем в реале:
И снова не могу отказать себе в погружении в детали:
Да, это тоже было "побочным продуктом" Дворца Советов:
Вот появились угловые башенки - но это скорее архитектурный ансамбль, чем единое здание:
Начинаем приближение... Набережная заполняется призрачным народцем!
Первый вариант проекта:
И снова нас встречают таинственные письмена:
Вспоминается история про то, как студент-медик, изучая латынь, случайно вызвал демона :)
А вот и второй вариант, уже изрядно похожий на реальный МГУ:
Почему-то обрыв Воробьевых гор казался мне более высоким:
Живописные группы народа гуляют по лестницам и дорожкам
Статуи напоминают языческих жрецов
А в дальних уголках прячутся настоящие пейзажи:
Еще один фокус с "зуммированием" - проект восстановления Новороссийского порта:
Непонятно, откуда здесь взялся парусник?
Впрочем, так или иначе, но парусники бороздят Черное море на каждом из эскизов - хоть с динамовской символикой, хоть без:
Проект пантеона-памятника вечной славы великих людей советской страны. Как видим, великих людей не так уж и много - всего двое. И мы уже догадались, что это за люди :)
А дальше - настали сложные времена. В 60-е Пантеоны вышли из моды, и на месте Дворца Советов стали планироваться разного рода "сооружения" - выставочные залы и бассейны...
А в качестве инструмента - внезапно появились фломастеры!
Институт физкультуры в Измайлово:
Мужичок с факелом - рабочего уже не напоминает. Зато подозрительно похож на Меркурия!
Новое время - новые песни...
И даже человечки сменили стиль:
А в 1976 году Борис Иофан умер, в том самом санатории "Барвиха", который был построен по его проекту в 1935 году.