Борис Иофан. Архитектор власти.

Mar 11, 2012 01:14

Как вы уже, наверно, догадались - мы продолжаем осмотр выставки, посвященной архитектору Иофану, творчество которого отнюдь не ограничивалось проектами Дворца Советов и "Дома на набережной".




Это - один из первых (и при этом - осуществленных) проектов Иофана, капелла семьи Амброджи в Риме. Между прочим - 1917 год.






Как видим, с прорисовкой деталей уже тогда было все хорошо:






А это - проект дома-коммуны 20-х годов. Здесь нет "красивостей", это простая рабочая документация - но от этого не менее интересная. Разделяющие слова кружочки вместо пробелов, не имеющее русского аналога слово LOGGIA :), различные системы измерения площади и явные следы ее изменения - разве не прелесть?











А эту кальку стоит показывать всем любителям "править геометрию" на архитектурных снимках: здесь вертикальная перспектива отсутствует как класс, все вертикали абсолютно вертикальны - но даже на относительно невысоком здании видна вся неестественность такого подхода: стены явственно кажутся расширяющимися кверху! А если бы это была фотография, а не чертеж?






Наглядное пособие по изучению русского языка - чем различаются сени, фойе и вестибюль :)






Конкурсный проект мавзолея Ленина. Как видим, здесь он во всю высоту кремлевской стены (если считать их изображенными в одном масштабе)!






Казалось бы, задание ответственное и абсолютно серьезное - но что мы видим, присмотревшись? Весь мавзолей украшен надписями, но осмысленно прочитать из них удается только слово "ЛЕНИН". Что такое "АБВ-ИМПЕРИАЛИЗМ"??? или "МАЛАЯ ВЕАЛЕВЛ"??? Удивительно, что после такого Иофан не был расстрелян за антисоветскую агитацию и саботаж :) Зато в темных фигурах на верхней площадке есть все основания подозревать львов! Наподобие тех, что украшают грот Александровского сада :)










Тема каббалистических надписей будет раскрыта еще не раз! Например, в проекте полиграфического комбината "Известий", котроый планировали построить на площади Киевского вокзала.






Нельзя сказать, что буквы просто слишком малы для чтения - нет, они вполне читаются, особенно при этом уровне прорисовки, но складываются из них только очередные "АБРВАЛГ". Интересно - может, это было такое специальное мероприятие, на случай резкого изменения политики партии и популярных лозунгов?






Следующий фрагмент - загадка из серии "найдите лишнюю деталь" Правильно - это пандус! Обычно он ведет прямо к входным дверям, или по крайней мере под козырек, чтобы VIP-пассажиры не попадали под дождь, выходя из кареты или машины. Но здесь - он ведет просто на площадку между двумя лестницами, посреди открытого пространства.





Работники советской печати! "Акулы пера, шакалы ротационных машин" :))) И все-таки, есть в этой сцене что-то от мрачной эстетики дизель-панка :)





Человек со "скрижалью" никого не напоминает? Если нет - то постарайтесь его запомнить, он нам еще встретится! И кстати, надпись на "скрижали" вполне читаемая - "Печать самое острое, самое сильное оружие нашей партии". Видимо, этот лозунг был признан абсолютно благонадежным, и изменениям не подлежал.





Проект восстановления театра Вахтангова: каждый вход украшен маскароном, но последний из них, мягко говоря, несколько необычен:





Еще одно направление, прославившее Иофана - павильоны СССР на международных выставках.





Здесь меня больше всего привлекла эволюция скульптуры-украшения:






Никого не напоминает? По-моему, это рабочий-и-колхозница в одном лице :))) К звезде придираться не будем, с ней наверное сыграла злую шутку"архитектурная" передача перспективы.





В дальнейшем гендерная принадлежность персонажа была уточнена,  а такще ему подобрали подходящую одежду и даже пару :)








В результате, на Парижской международной выставке 1937 года все увидели то, что всем нам хорошо знакомо.





Интересный момент - куда делся молот? Может быть, до последнего момента шел спор, не воткнуть ли в руку привычную звезду?





Только саркастическая ухмылка колхозницы будет нам ответом...






А через два года, в Нью-Йорке, рабочий снова остался один и со звездой-леденцом:






И с бесхвостым самолетом в качестве украшения:






И снова - знакомые мотивы, на этот раз в военном мемориале:



Кстати, забегая вперед, в 60-е годы - оказалось, что Рабочий с Колхозницей могли оказаться у Манежа, а не ВДНХ!



А могли получить еще одно воплощение, в виде памятнику Ленину на Ленинских (Воробьевых) горах:









С Лениным все ясно, а вот другие персонажи поменялись местами - мужчина оказался справа, а женщина - слева:








Еще один крупный проект - "Дом тяжелой промышленности", который должен был стоять на месте гостиницы "Россия".





Как и всегда, все детали тщательно проработаны. Рельеф местности, существующая застройка, контуры нового здания...





Все бы хорошо, если бы не "досадная опечатка" - "генералЫный" :) Интересно, кто и как скоро ее заметил - и что за это было исполнителю???



Постепенно внешний вид трансформировался от вавилонского зиккурата во что-то более современное:















Вот только что это за кубические силуэты "москва-сити" виднеются в тумане слева от здания? Ведь если не ошибаюсь - там должен быть Кремль?






Следующая серия проектов - "32-этажное здание на Ленинских горах". Осуществлены они не были, но послужили основой для проеккта МГУ, сделанного архитектором Рудневым.
Силуэт уже узнаваемый, но без знакомого шпиля и башенок выглядит как-то недостроенно.





Белила - друг архитектора!






Золотая "кукурузина" на крыше тоже что-то напоминает - но с уверенностью сказать не могу.






Как видно по генплану, здание должно было стоять гораздо ближе к берегу, чем в реале:





И снова не могу отказать себе в погружении в детали:













Да, это тоже было "побочным продуктом" Дворца Советов:





Вот появились угловые башенки - но это скорее архитектурный ансамбль, чем единое здание:





Начинаем приближение... Набережная заполняется призрачным народцем!








Первый вариант проекта:






И снова нас встречают таинственные письмена:




Вспоминается история про то, как студент-медик, изучая латынь, случайно вызвал демона :)










А вот и второй вариант, уже изрядно похожий на реальный МГУ:





Почему-то обрыв Воробьевых гор казался мне более высоким:





Живописные группы народа гуляют по лестницам и дорожкам





Статуи напоминают языческих жрецов





А в дальних уголках прячутся настоящие пейзажи:



Еще один фокус с "зуммированием" - проект восстановления Новороссийского порта:












Непонятно, откуда здесь взялся парусник?





Впрочем, так или иначе, но парусники бороздят Черное море на каждом из эскизов - хоть с динамовской символикой, хоть без:



















Проект пантеона-памятника вечной славы великих людей советской страны. Как видим, великих людей не так уж и много - всего двое. И мы уже догадались, что это за люди :)










А дальше - настали сложные времена. В 60-е Пантеоны вышли из моды, и на месте Дворца Советов стали планироваться разного рода "сооружения" - выставочные залы и бассейны...





А в качестве инструмента - внезапно появились фломастеры!










Институт физкультуры в Измайлово:



Мужичок с факелом - рабочего уже не напоминает. Зато подозрительно похож на Меркурия!








Новое время - новые песни...





И даже человечки сменили стиль:

























А в 1976 году Борис Иофан умер, в том самом санатории "Барвиха", который был построен по его проекту в 1935 году.























выставка, детали, многофото, архитектура

Previous post Next post
Up