Музей. Потрескавшиеся стены, неяркое освещение, пожелтевшая бумага. На бумаге - тысячи человеко-часов кропотливой работы, единственной целью которой было показать - как будет выглядеть то, чего еще нет, а может быть - и не будет. Планы, черновики, варианты - из которых должен остаться только один. Может быть. Если повезет. А может, наоборот - это нам бы не повезло, если бы изображенное на бумаге воплотилось в жизни? Как знать...
Уж во всяком случае, обитатель верхнего этажа этого сооружения не сказал бы "спасибо" за 27 лестничных пролетов :)"Лифт? Нет, не слышали!" Если сомневаетесь, что пролетов действительно 27 - можете пересчитать!
И - да, это далеко не самая большая часть сооружения :)
Что меня всегда удивляло в архитектурных изображениях - это возможность видеть все новые детали по мере приближения. Например - эта картинка занимает на общем виде всего несколько пикселей, при желании можно даже найти ее место (чуть левее от центра, у верхних ярусов амфитеатра):
При таком масштабе становятся видны следы ручной работы: наколотая циркулем разметка ступеней, карандашные линии, подчистки в местах, где ступени должны были скрыться за колоннами :)
А это - свидетельство того, как изменялись пропорции скульптуры на верхушке Дворца в разных вариантах проекта:
Или вот так:
Наверное, именно этот вариант породил легенду о золотой статуе аЦЦкого Ленина, испускающей из глаз лучи прожекторов :)
Впрочем, и "более окончательный" вид Дворца выглядит достаточно инфернально, особенно на фоне залитого тушью черного неба:
А вот как вписывался Дворец в панораму города. Попробуйте найти здесь знакомые места:
Не знаю, насколько условен этот эскиз, но Красному Октябрю на нем места не нашлось, и место нынешнего выставочного зала на Крымском валу занято очень похожей формы зданием,
а Парк культуры с колесом обозрения и парашютной вышкой остался на месте:
Впрочем, по сравнению с проектом словосочетание "колесо обозрения" иначе как насмешкой не выглядит - а парашютистов-бейсджамперов мог бы пускать с ладони и Вождь Пролетариата :)Если вы обратили внимание на стадион перед Дворцом Советов - то вот вам пример его использования:
Ближе:
Еще ближе:
Лихие кавалеристы разминаются, а трудящиеся предаются любимому занятию - пешему маршу по солнечной площади:
Впрочем, справа пестрой разреженной колонной марширует, похоже, офисный планктон - а настоящие трудящиеся идут слева (под бдительтным присмотром).
Прямо-таки картина "Мотоцикл под окном в воскресное утро" :)))
Ну и конечно, как без номенклатуры?
А вот еще один эскиз, и тоже с колоннами демонстрантов:
Только у меня создается впечатление, что они бегут? Впереди, похоже, бронетехника - и все это радостно вваливается в двери:
А вот место для публики более солидной:
Здесь опять можно присмотреться к мелочам - и к тому, как прорисованы отражения в блестящем полу, и к группам участников приема:
И ведь кто-то вырисовывал все это, без всяких CADов, трассировки хода лучей и копи-пасты условных человечков из клипарта!
Как известно, работы по строительству Дворца Советов не продвинулись дальше котлована - зато кроме специальных марок стали и бетона успели разработать много всего, вплоть до штор и дверных ручек.
Веселенькие занавесочки (а вот с равномерностью прокраски, похоже, были проблемы)
Соловей, поющий серенаду перевернутой пентаграмме :)
Интересно, кто в те времена назвал бы этот дизайн "вырви глаз"???
Удивительно насыщенный цвет, не потускневший за столько лет:
Кое-что, похоже, подверглось разрушениям и напоминает мозаику на полу каких-нибудь Диоклетиановых терм:
На материалы скупиться было не принято. Хотя - "94 проба", это много или мало? Там же вроде на тысячные счет идет (925, 875 и т.п.)?
Попугайчики и оленятки - идиллия, успокаивающая глаз усталых партаппаратчиков :)
Не менее идиллическая картина. Садовник "а-ля Луи Какой-то" - это вам не рабочий с молотом :)
А это - даже не знаю, как очутилось на выставке: ткань фабрики Г.И. Заглодина, получившая золотую медаль на всемирной выставке аж в 1908 году!
Любопытный момент: замки аналогичной конструкции стоят у меня на работе, и имеют забавную особенность - открываются без ключа любым ножом, а при необходимости - и ножницами, и даже скрепкой. Видимо, специально, чтобы "кровавой гебне" не пришлось ломать ценные дубовые двери, арестовывая очередного парагвайского шпиона :)
Увы, все эти приготовления оказались напрасны, и единственным трехмерным воплощением Дворца стали гипсовые макеты:
Спасибо за внимание. Продолжение следует.