Оригинал тут:
http://www.oclock.info/library/articles/readarticle.php?tid=137&aid=164 На рубеже тысячелетий люди часто задумываются о том, какое будущее их ждет? Предсказать будущее можно, вычислив его контуры по отдельным предметам - например, по часам. Давайте подумаем о часах будущего - какими они будут, какие функции на себя возьмут, изменится ли отношение людей к часам и к самому времени
Прежде всего необходимо определиться, нужны ли будут человеку будущего часы как таковые, а если да, то какие. Позицию нашего журнала демонстрирует само название этой статьи: мы уверены - часы были, есть и будут. Ведь они - элемент системы, который мы просто вынуждены носить с собой, чтобы приспособиться ко все более усложняющейся и уплотняющейся информационной среде. Часы возьмут на себя функцию средства адаптации человека к информационной среде, роль посредника между человеком и окружающим миром. Чем они, пусть в меньшей (по сравнению с будущим) мере, являются уже сейчас, помогая нам организовывать и координировать распорядок дня, профессиональную деятельность, досуг и контакты. А через пару десятков лет роль часов как помощника, организатора и координатора возрастет стократно. Они превратятся в индивидуальную систему всеобщей коммуникации.
Все свое ношу с собой
С помощью каких средств общается с внешним миром человек сегодня, что он с собой носит? Часы, очки, ключи, авторучки, документы, записные книжки, бумажник, таблетки и т.п. - то есть массу монофункциональных предметов. Так вот задача часов как индивидуальной системы всеобщей коммуникации - объединить в себе множество функций, среди которых, конечно же, найдется и место индикации времени. Персональный электронный офис на запястье будет выполнять функции удостоверения личности, автомобильных прав, пластиковой банковской кредитки, ключа к дому и авто, страхового полиса, компьютера.
Ход таких часов будет контролироваться сигналом единого информационного банка, оттуда же на циферблат будет поступать сведения самого разнообразного характера: биржевые котировки и политические новости, статьи из энциклопедий и расписания движения транспорта. Разумеется, часы будущего смогут не только принимать, но и создавать и передавать информацию, в том числе аудиовизуального характера. И для этого вовсе не обязательно снабжать их микроклавиатурой, управлять которой сложно - достаточно научить их распознавать голосовые команды, что уже умеют современные компьютеры и продвинутые мобильные телефоны.
Кроме того, часы смогут не только принимать сводки гидрометеоцентров, но и самостоятельно прогнозировать погоду, контролировать температуру тела и состояние окружающей среды - уровень загрязненности, загазованности, радиации и прочих врагов здоровья индивидуума. А еще такие часы смогут с помощью импульсов усыплять или пробуждать ото сна, возбуждать аппетит и прочие жизненно важные инстинкты, контролировать частоту сокращения сердечной мышцы и давление, вовремя впрыскивать лекарства...
Каждому - свое
Разумеется, не всем понадобится столь широкий спектр возможностей, а кому-то и этих функций будет не хватать. Для оптимального общения с окружающим миром человек должен сам выбрать необходимый ему набор функций и свойств наручной персональной системы. Выбор этот определится профессией, возрастом и полом владельца. Часы повара должны отличаться от часов бизнесмена, врача, спортсмена или летчика. Последнему непременно потребуются часы, оснащенные модулями с GPS, спидометром, альтиметром, барометром. Няньке эти усложнения не нужны (во всяком случае на работе). Куда больше ее заинтересует, скажем, модуль, способный воспроизводить голоса птиц и животных, а также веселый теплый дизайн.
Информационная функциональность никогда не отнимет у часов древнюю и не менее важную функцию - символическую - быть украшением
Кстати, уже сейчас сборка часов напоминает конструктор: базовая модель усложняется дополнительными модулями. А покупатель в магазине выбирает, исходя из собственных интересов и средств, какие часы ему нужны. То есть налицо демассификация производства, и скоро часы будут делать исключительно на заказ, как во времена позднего Средневековья. Но если тогда часы делались раз и навсегда, то в будущем ничто не помешает той же няне, если она на досуге любит выписывать в небе фигуры высшего пилотажа на одномоторном самолете, вынуть из модульной ячейки устройство с голосами и вставить вместо него авиационный модуль.
Целевая функциональность часов будет выражаться и в том, что человек сможет заменять не только модули, но и циферблат с браслетом в зависимости от настроения или мероприятия, которое он намерен посетить вечером.
Разумеется, столь умные часы просто обязаны не бояться воды и пыли, жары и морозов, электромагнитных полей и ме-
ханических повреждений. А вопросы ухода за часами должны волновать владельца меньше всего. Здесь мы подошли к технологиям будущего.
Вечные часы
Вообще-то, борьба за то, чтобы человек обращал внимание на часы, только когда ему это необходимо, ведется давным-давно. Именно поэтому люди научились делать сначала более или менее точные часы, затем уменьшили их размеры, придумали автоподзавод, кварцевый резонатор, батарейки с 10-летним сроком службы, а затем и технологии Eco-drive, Spring-drive, Kinetic и Autoquartz. Два года тому назад Omega выпустила 0 механические часы с коаксиальным спуском, снабдив их владельцев памяткой: "Вскрывать раз в 25 лет". Точность хода механических часов постоянно повышается с помощью изготовленных из новейших сверхпрочных сплавов деталей таких устройств, как динамограф, турбийон с амортизирующей гармошкой (Royal Oak Concept от Audemars Piguet). Кварцевые контролируются радиосигналами точного времени... В общем, все идет к тому, чтобы часы в скором будущем стали абсолютно автономным точным и неуязвимым прибором.
Да, золото и платина ценятся за свою невероятную устойчивость к коррозии, но часовщики уже сейчас предпочитают использовать их в основном в качестве элементов оформления. Те же Royal Oak Concept сделаны из алакрита-602 - новейшего сплава кобальта, хрома, вольфрама, железа, кремния и углерода. Специалисты назвали его прототипом часового металла будущего. И подобные эксперименты будут продолжаться. Производители все более совершенных гоночных велосипедов и болидов "Формулы-1" синтезируют для своей продукции новые молекулы. На молекулярном уровне ведут поиски оптимальных сплавов и конструкторские лаборатории крупнейших часовых производителей.
Скоро часы будут делать исключительно на заказ и для оптимального общения с окружающим миром, человек должен сам выбрать необходимый ему набор функций и свойств наручной персонально системы
Но запасы металла на Земле ограничены. Человечество стремительно растет, и, если люди не научатся осваивать недра соседних планет, землянам грозит металлический кризис. Размышлять о будущем, забывая об экологических аспектах, - моветон. В связи с этим большие перспективы в часовом деле имеют неметаллические материалы.
Ювелирная игра
Информационная функциональность никогда не отнимет у часов древнюю и не менее важную функцию - символическую - быть украшением. В конце концов наручные часы вытеснили с запястья украшение и долгое время воспринимались как браслет с неким механизмом. Часы служили, служат и долго еще будут служить знаком социального статуса и богатства владельца.
В пользу выживания традиционных часов в ювелирном исполнении говорит и такой факт, что смена часовых поколений никогда еще не приводила к полному уничтожению прежних стандартов: мы до сих пор, хотя и нечасто, но пользуемся и песочными, и водяными, и солнечными часами. В разгар кварцево-ме-ханической войны конца 70-х - начала 80-х гг. прошлого столетия всему миру казалось, что электронная эстетика станет эстетикой XXI века. Но этого не произошло, более того, digital-дизайн вновь оказался в тени традиционного.
Наиболее перспективное направление развития ювелирных часов, на мой взгляд, - миниатюризация. Каждый год появляются механизмы все меньших размеров. Miyota уже делает механизм размерами 5x6 мм, и это не предел. Если сейчас драгоценные камни украшают часы, то недалек тот день, когда сами часы 'окажутся в большом драгоценном камне, как древние насекомые в янтаре. Не утратят часы и функций красивой дорогой искусной игрушки. Согласитесь, трудно наиграться часами Westminster Carillon Tourbillon Jaquemarts Minute Repeater Genghis Khan от Ulysse Nardin - с турбийоном, репетиром и жакемарами в виде сражающихся воинов монгольского Повелителя Вселенной. Это сейчас "Чингисхан" стоит 700 тысяч долларов. С годами цены на изделия такого уровня будут непременно снижаться. Всего 10 лет тому назад технологии находились на таком уровне, что все вместе взятые часовщики изготавливали несколько штук тур-бийонов в год. Сейчас это чуть ли не массовый продукт: по некоторым сведениям, ежегодно выпускается около 20 тысяч часов с турбийоном. Но это обстоятельство тем не менее не грозит экс- * клюзивным часам. Часовщикам есть к, чему стремиться: ну хотя бы создать наручный вариант творения фирмы Patek Philippe - знаменитого карманного Star Caliber 2000 с 21 дополнительной функцией. А уж этими часами будет не просто трудно - невозможно наиграться. Знаете, за сколько был продан в 2000 году на аукционе предшественник Star Caliber - Patek Philippe Graves, изготовленный еще в 1933 году? За 11 миллионов долларов. Это самая дорогая игрушка в мире. Она не просто бессмертна - она вечна.
Какое у вас время?
Увлекшись описанием будущих индивидуальных систем всеобщей коммуникации, профессиональной функциональности, технологий, материалов и декоративного потенциала приборов времени, чуть не забыл о том, что лет через 30-50 люди могут изменить отношение к самому времени. С развитием цивилизации темпоральное мышление - то есть отношение человека ко времени, ощущение времени, его "цена" - менялись. Люди стали отличать линейное время от циклического, абсолютное от относительного, объективное от субъективного. И как раз развитие общества, изменение темпорального мышления, эволюция человеческих потребностей, а не техника сама по себе, являются главным двигателем прогресса приборов времени.
Когда-то человеку хватало календаря, чтобы ориентироваться во времени и знать, когда сеять, а когда жать. Затем появились часы с одной часовой стрелкой и точностью +/- полдня. Сейчас люд-
ские судьбы определяют тысячные доли мгновения. А о том, что, помимо астрономического, есть еще и психологическое и биологическое время, знает каждый школьник. Как и то, что у каждого человека - свой единственный и неповторимый ритм жизни. Все это позволяет мне без доли сомнения заявить, что скоро появятся часы, которые будут подсказывать человеку, когда есть, пить, работать, отдыхать, спать... Замечательные и очень нужные, между прочим, часы. Кстати, недавно вышел прототип таких часов - "Полет-Weekender" (на фото справа). Рабочие дни недели и часы отмечены на дополнительных циферблатах темным цветом.
А вот некоторые оригиналы, вроде философа-дизайнера Карла Герстнера, предлагают определять время не по цифрам и стрелкам, а по цветам. Герст-нер с помощью Rado даже выпустил концепт таких часов - Carpe Diem. Трудно сказать, приживутся ли в будущем такие часы. Возможно, разделение труда когда-нибудь и доведет до того, что художники станут ориентироваться во времени по цветам, а музыканты, скажем, по нотам и т.д. Но сомневаюсь, что это случится в обозримом будущем.
Другие оригиналы утверждают, что в будущем произойдет унификация времени. В их понятии это означает измерение его по метрической системе. Логика в их рассуждениях, безусловно, есть. Почему, например, час состоит из 60 минут, минута - из 60 секунд, а те в свою очередь из 10 десятых секунды. "Давайте все измерять десятками и сотнями, - предлагают они. - Пусть на циферблате будет не 12, а 10 часов, и соответственно в сутках - 20 часов".
Может, кому-то и впрямь такое предложение кажется перспективным. Но как только начинаешь в него вдумываться, возникает чувство протеста: стоит ли городить в людских умах огромный огород ради мифического удобства в расчетах? Если пойти на поводу у реформаторов, мы, например, получим 200 000 секунд в сутках вместо нынешних 84 600. И что прикажете делать - сокращать существующий секундный стандарт в 2,31481 раза и искать новый эталон? Или идти до конца и переходить на десятичный календарь - 10 дней в месяце, 10 месяцев в году? Все равно не получается: в новом году будет 20 миллионов секунд ровно. И как приводить это количество в соответствие с нынешними 31 536 000 секундами в год? Впрочем, это уже не рассуждения о будущем, а какая-то утопия.
01.09.2003