Оригинал тут:
http://www.oclock.info/library/articles/readarticle.php?tid=137&aid=421Журнал "ЧАСЫ" #6(2003)
14.01.2004
История тех, кто занимался созданием часов, насчитывает, конечно, значительно больше десяти лет, но долгое время она вовсе не привлекала к себе внимания. Однако именно эти люди превратили часы в объект наших страстных желаний.
Было бы дерзостью, если не кощунством, не упомянуть в самом начале
нашего маленького экскурса Николаса Дж. Хэйка (Nicolas G. Hayek), ибо
кто знает, смогла бы европейская часовая промышленность вновь оправиться
после "кварцевого" шока семидесятых годов, если бы не Хэйк.
Он указал нашедшим прибежище под крышей совместного холдинга ("SMH")
растерянным и отчаявшимся швейцарским производителям часов и часовых
механизмов выход из сложившегося бедственного положения. Образование
Swatch - это нечто большее, чем случайная удача, а целенаправленно предоставляемые
большие заказы помогли стабилизации отраслей производства, смежных с
часовой промышленностью и поставляющих для нее все необходимое. Это внесло
больший вклад в восстановление традиционных марок Omega, Longines или
Tissot (упомянем лишь эти три), чем все ранее предпринятые меры. Этим
успехам уже более десяти лет, но и в сравнительно недавнем прошлом Николас
Дж. Хэйк неоднократно самым решающим образом вмешивался в развитие больших
и малых фирм. В 1 993 году он выкупил обратно у своего бывшего последователя
Жан-Клода Биве (Jean Claude Biver) марку Blancpain - вместе с самим Биве,
этим гением маркетинга, и заводом часовых механизмов Фредерика Пиге в
придачу. Здесь же стоит упомянуть и конструктора Доминика Луазо (Dominique
Loiseau), который разработал или преобразовал все усложненные модели
Blancpain вплоть до "1735", а в последущие годы воплотил немало
гениальных идей для других марок SMH. Следующий вызов Хэйк бросил в 1999
году своим приобретением марки Breguet, которая после замечательных успехов
восьмидесятых - начала девяностых грозила развалиться под тяжестью собственного
огромного наследства. На торжествах по случаю 200-летия предоставления
патента на самое знаменитое изобретение Breguet - турбийон в своей весьма
эмоциональной речи Хэйк подчеркнул профессиональную ответственность производителей
История тех, кто занимался созданием часов, насчитывает, конечно,
значительно больше десяти лет, но долгое время она вовсе не привлекала
к себе внимания. Однако именно эти люди превратили часы в объект
наших страстных желаний
часов. Он говорил о необходимости воскресить дух "антрепренера",
творчески относящегося к своему делу предпринимателя, который был важен
уже во времена Бреге, а сегодня представляет собой главное условие дальнейшего
процветания европейской экономики.
Гюнтер Блюмляйн (Gunter Blumlein), который останется незабвенным для
всех профессионалов часового мира, был больше, чем просто менеджером,
скорее "творческим предпринимателем" в духе определения, данного
Николасом Дж. Хэйком. Часовой мир понес тяжелую утрату, когда в октябре
2001 года уроженец Франконии, которому только что исполнилось 58 лет,
скончался после непродолжительной, но тяжелой болезни. Блюмляйн пришел
в семидесятых годах из дочернего предприятия Junghans и по поручению
нового объединения VDO Mannesmann спас от краха марки IWC и Jaeger-LeCoultre.
Еще задолго до "поворота" он вместе с Вальтером riaHre(Walter
Lange), праправнуком Адольфа Ланге, работал над возрождением немецкой
фирмы Lange & Sohne. Обладая тонким профессиональным чутьем и умением
действовать, он формулировал свою идею и с величайшей ответственностью
успешно воплощал ее в жизнь. На его счету также выгодная продажа объединения
LMH (Lange, IWC и Jaeger-LeCoultre) группе Financiere Richemont после
краха концерна Mannesmann. Целеустремленный "антрепренер" создал
культуру динамичного частного предпринимательства, ставшую блестящим
образцом для подражания. Хайнц В. Пфайфер (Heinz W. Pfeifer) в течение
почти десяти лет был достойным конкурентом Блюмляйна в этой узкой сфере
деятельности, которая подчас превращалась в настоящее поле сражения.
Лишь несколько сот метров разделяли рабочие места этих двух замечательных
специалистов в Гласхютте, и иногда чувствовалось потрескивающее напряжение
между двумя этими полюсами.
Пфайфер отдал все свои силы осуществлению проекта "Glashutte Original",
он занимал по-спартански обставленную квартиру в здании фабрики и трудился
над претворением своей мечты почти круглые сутки. В конце концов он сумел
также извлечь наибольшую пользу для своего почти в одиночку созданного
предприятия, когда в конце 2000 года продал его группе Swatch - заняв
при этом более высокую должность в расширившемся руководстве этого концерна.
Филипп Штерн (Philippe Stern), между тем, даже в самые бурные годы
прошедшего двадцатого столетия оставался верен семейным традициям и,
не теряя осмотрительности, легко вел фирму Patek Philippe к созданию
современного промышленного производства. Его сын Тьерри - при компетентной
поддержке консультантов по техническим и экономическим вопросам - готовится
принять на себя руководство кампанией, в то время как его родители в
2002 году открыли замечательный музей часов в женевском квартале Плейнпале,
ставший своеобразным памятником их покойному отцу Генри Штерну. Коллекция,
которую начал собирать когда-то Генри Штерн, благодаря стараниям Филиппа
пополнилась в последние годы многими яркими экспонатами.
Карл-Фридрих Шойфеле (Karl-Friedrich Scheufele), вице-президент семейной
фирмы Chopard, с его пристрастием к быстрым и старинным автомобилям,
вначале был далек от большого семейного предприятия в Женф-Муйрин, но
он не осуществил свою мечту о собственном часовом заводе. Нельзя не восхититься
прекрасной коллекцией "L.U.C.", с их изящным автоматическим
часовым механизмом, а недавно представленный турбийон вызывает особое
восхищение!
Доктор Луиджи Макалузо (Dr. Luigi Macaluso) также оставил свой отпечаток
в прошедшем десятилетии. Когда в начале девяностых он "сдул пыль" с
марки Girard-Perregaux и его необычайно красивые и превосходные в техническом
отношении турбийоны продолжили традиции старинного производства, насчитывающего
почти 200 лет, многие современники не верили, что успех его будет продолжительным.
В 1998 году фирма GP представила собственный автоматический часовой механизм
и стремительно стала превращаться в уважаемого поставщика и партнера,
продукция которого пользуется большим спросом. Благодаря многолетней
дружбе с президентом Ferrari Лукой Кордеро ди Монтеджемоло он, как и
прежде, поддерживает тесную связь с родной Северной Италией, где участвует
в работе многочисленных экономических и благотворительных объединений.
Ив Пьяже (Yves Piaget) заблаговременно перевел свое семейное предприятие
под крышу большой Vendome Luxury Group и тем самым обеспечил себе финансовую
свободу действий для разработки новых часовых механизмов и конструкций
корпусов. Но и в более высокой по положению, более крупной группе фирм
Richemont мануфактура пользуется особым статусом - несмотря на то, что
в это время в "семью" была принята гораздо более мощная фирма-изготовитель
часовых механизмов Jaeger-LeCoultre.
Бесстрашные бойцы-одиночки и одаренные часовые мастера за
последние десять лет тоже приобрели заслуженный авторитет
Бесстрашные бойцы-одиночки и одаренные часовые мастера за последние
десять лет тоже приобрели заслуженный авторитет. Пауль Гербер (Paul Gerber),
например, в своей маленькой мастерской в Цюрихе обдумывает новые конструкции
и занимается помимо изготовления прототипов подготовкой серийного производства.
Он держится в тени и радуется успеху своих часов - даже если на них не
всегда стоит его имя.
Архитектор Ален Зильберштейн (Alain Silberstein)
восхищал целое поколение коллекционеров своими, яркими и довольно неортодоксальными
часами - в первую очередь потому, что он при всей своей любви к экспериментированию
никогда не упускал из виду качество материала и обработки. Знаток часового
мастерства и реставратор Рожер Дюбуй (Roger Dubuis) имел счастье встретить
такого же увлеченного и находчивого коллекционера Карлоса Диаса (Carlos
Dias). Диас, в свою очередь, помог тогдашнему начальнику цеха у Patek
Philippe создать свою собственную часовую марку и построил ему целую
фабрику на зеленом лугу перед воротами города Женева - позднее осуществление
мечты всей жизни.
Эта история читается как продолжение захватывающего романа "Watch
land" Франка Мюллера (Franck Muller). Он тоже впервые отличился
у Patek Philippe, затем реставрировал часы для аукционного дома Habsberg
und Feldman (сегодня - Antiquorum) и только благодаря случаю был рекомендован
производителю часовых корпусов Вартану Сирмакесу (Varten Sirmakes). Этот
мастер не только осуществил мечту Мюллера о корпусе часов, который был
бы закруглен со всех сторон и выгнут, но и достал необходимые средства,
чтобы возвести в Гентоде на господском участке целую прекрасно оборудованную
фабрику мануфактурного характера.
Счастливый случай свел также вместе Рольфа Шнайдера (Rolf Schnyder),
который тогда как раз получил права на товарный знак Ulysse Narclin,
с мастером Людвигом Йошлином (Ludwig Oecshlin), который восторженно относился
к часам. Вместе они вначале осуществили несколько головоломных забав,
создав часы Астролябию, Планетариум и Теллуриум, для того чтобы позже
озадачить мир часовых производителей никому неизвестными и провокационно
простыми в управлении функциями и индикациями.
Жорж-Анри Мелан (Gerges-Henry Meylan), как коммерческий директор фирмы
Audemars Piguet, подошел как к почетной задаче к целесообразному использованию
капитала, высвободившегося при продаже пакетов акций Jaeger-LeCoultre
(передаваемых новому владельцу - JLC -концерну Richemont) и переводу
марки в положение автономии. Первым шагом в этом направлении было принятие
во владение специализированного ателье Renaud & Papi.
За плечами Жоржа Керна (Georges Kern) было стремительное продвижение
на пост коммерческого директора фирмы TAG Heuer Deitschland , когда он
ушел в группу Richemont и там был провозглашен главой часовой марки IWC.
Сын немецкого ювелира Рене Керна имел в лице шефа у Cartier, Франко Колоньи
(Dr. Franco Cologni), ценного наставника и защитника. Наряду с Аленом-Доме-ником
Перреном (Alain-Dominique Perren) в восьмидесятые годы Колоньи был не
только "ответственным за стройку" Vendome Luxury Group, но
и взял на себя вместе со своим коллегой основную часть структуризации
группы Richemont.
В конце 1999 года Гийом Бро-шар (Guiaume Brochard) взял на себя трудную
задачу "смахнуть пыль" с часовой марки Ebel, которой грозила
участь "спящей красавицы", и с помощью новых идей бережно вывести
ее на дорогу победителей. В отличие от своих коллег в новой группе часовых
фирм LMVH (Жан-Кристоф Бабен (Jean-Christophe Babin) в TAG Heuer, Тьер-ри
Натаф (Thierry Nataf) в Zenith) Брошар не мог опираться на столетние
традиции еще и потому, что Ebel, как ни одна другая часовая марка, с
давних пор вынуждена большей частью обращаться к будущему, инновациям
и творчеству.
Будучи "чужаком" в отрасли, специалист по маркетингу Михель
П. Сарп (Michael P. Sarp) с 1997 года сделал в IWC впечатляющую карьеру.
Дерзкими и иногда враждебными по отношению к женщинам рекламными слоганами
он обращал внимание новых покупателей часов на чопорную марку архитекторов
и инженеров и необычайно сильно повысил их популярность (в особенности
у дам).
В конце 2001 года он распрощался со Швейцарией, чтобы взять на себя
управление отделением Swatch Group в Германии. С трудом многолетний представитель
Blancpain Курт Мейс (Kurt Meis) расставался со своим немецким рынком,
о котором он постоянно заботился. Через несколько месяцев, уйдя на заслуженный
отдых, бодрый путешественник возвратился к делам Blancpain, потому что
изменение структуры представительства Swatch Group Swiss Prestige проходило
нелегко. Немецкие концессионеры еще в течение двух лет радовались своему
верному партнеру.
Также в последние десять лет простился с Zenith Фолькер
Шеершмидт (Volker Scheerschmidt), который руководил представительством
швейцарской мануфактуры в Германии с незапамятных времен. С переходом
марки к LMVH и происходящими в фирме структурными переменами представился
подходящий момент для отхода от дел. И еще одна смена поколений произошла
в этот период: Франц Курт передал дела своей небольшой специализированной
марки дочери Биргит, которая после окончания образования и нескольких
лет работы у Chronoswiss вернулась в Керпен. Неизменная верность старым
часовым механизмам-калибрам, разработанные ноу-хау мастера часового
искусства, как часть семейной традиции Куртов, теперь в самых надежных
руках.
Николас Дж.Хэйк
Гюнтер Блюмляйн
Жан-Клод Бивер
Доктор Луиджи Макалузо
Филипп Леопольд Метцгер
и Ив Пиаже
Карл-Фридрих Шойфеле
Пауль Гербер
Роже Дюбуи
Рольф Шнайдер
и Людвиг Ойхслин
Франк Мюллер
Доминик Луазо
Жорж-Анри Мейлан
Филипп Штерн
Ален Зильберштейн
Михель П.Сарп
Хайнц В.Пфайфер
Жорж Керн
Гийом Брошар
Доктор Франко Колоньи
Курт Мейс