Не трудно понять даже ребенку, что климат на планете связан с растительностью. В результате испарения из Мирового океана вода осадками проливается на сушу, обеспечивая растения необходимой влагой.
Немного сложнее представить себе, что из-за изменения муссонов тучи в течение десятилетий могут обходить определенные участки суши, вызывая десятилетние засухи, приводя к гибели всего живого, как это в прошлом веке случилось в Африке. И, наверное, так же тяжело представить, что сведение больших площадей лесов имеет обратную связь с глобальным климатом. Тем не менее за последнее столетие человечество увеличило свою численность с одного до более чем семи миллиардов. Увеличившееся население желает есть. И где бы над землей мы ни летели на самолете, везде видны следы сельскохозяйственной деятельности, за исключением труднодоступных мест. А еще совсем недавно там росли леса, и за последнее столетие площади лесов на Земле значительно сократились. А это, в свою очередь, разбалансировало климатическую систему. Фактически тот углерод, который был накоплен в лесах, вылетел в атмосферу. Туда же попало значительное количество законсервированного углерода, сожженного за последнее столетие из углеводородов - угля, нефти и газа. Сегодня факт антропогенной нагрузки на климатическую систему доказан международной группой экспертов (МГЭИК), объединенных под эгидой ООН. И в этом году вышел очередной доклад этой группы, доказывающий влияние человека на климат.
Впервые на международном уровне было положено начало договоренностям по проблеме изменения климата в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где была принята Конвенция о глобальном изменении климата. Затем ежегодные встречи под эгидой Рамочной Конвенции об изменении климата (РКИК) ООН в 1997 году привели к созданию Киотского протокола, в котором заложены экономические механизмы предотвращения глобального климата. Ряд стран, в основном развитых, взяли на себя обязательства сократить выбросы парниковых газов (ПГ) или удержать их на уровне 1990 года. Это позволило осуществить торговлю ПГ, поскольку в одном месте можно сократить выброс ПГ достаточно дешево, а в другом делать это дорого. Были предложены пути торговли выбросами ПГ. Это привело к созданию ряда углеродных рынков. И большое количество стран выполнили и даже перевыполнили свои обязательства. Некоторые страны отказались от ратификации Киотского протокола, как, например, США, хотя создали у себя углеродные рынки, и ряд штатов в значительной мере сокращает выбросы ПГ. Япония сделала ставку на развитие атомной энергетики и взяла на себя повышенные обязательства -10% от уровня выбросов 1990 года, но в результате трагедии на Фукусиме пытается отказаться от атомной энергетики и пока еще не выполнила свои повышенные обязательства.
Реализация Киотского протокола дала очень большой и интересный опыт человечеству, заключающийся в том, что можно управлять выбросами и при этом не снижать экономических показателей роста. За счет новых технологий можно увеличивать благосостояние, используя меньше природных ресурсов. Европа поставила перед собой задачу стать более энергетически независимой, доведя свой уровень альтернативной энергетики до 20% к 2020 году: похоже, что они выполнят поставленную цель.
Но всех этих мер недостаточно для того, чтобы остановить тенденцию наметившегося изменения климата. Ведь мировая экономика достаточно мобильна, и за последние тридцать лет передовые технологии перетекают из богатых стран в бедные, прежде всего из-за дешевой рабочей силы. Переходят, в первую очередь, грязные производства из развитых стран в развивающиеся, и самый яркий пример этому - Китай, который на сегодняшний день становится или уже стал лидером мирового производства. А с производствами растет и уровень выбросов. С момента подписания в 1997 году Киотского протокола мир изменился, и теперь выбросы сосредоточиваются в других странах. Поэтому Киотский протокол надо менять на общемировое соглашение.
Об этом и ведется речь на международных переговорах по климату, ежегодно проходящих в конце года. В этом году с11 по 22 ноября переговоры состоялись в Варшаве на 19-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата 9-го Совещания сторон Киотского протокола. Во встрече приняли участие около 15 тысяч участников из 195 стран, из них свыше 100 представлены на уровне президентов и председателей правительств. Конференция проходила на центральном стадионе Варшавы, где футбольное поле было разбито на конференц-залы, а внутренние сектора трибун были поделены между представителями континентов и стран. Но, надо признать, переговоры зашли в тупик. Бедные страны, резонно обвиняя богатые в изменении климата, требуют средства на адаптацию к изменениям климата. Богатые страны, в свою очередь, не горят желанием финансировать просто так, но выделяют средства на конкретные проекты, приводящие к адаптационным мерам. В частности, именно так родился один финансовый механизм, в рамках которого развитые страны финансируют проекты по сохранению лесов, а развивающиеся страны не вырубают леса. Это привело к сокращению рубок в ряде тропических стран, в том числе в Бразилии.
В целом переговоры свелись к отстаиванию финансовых интересов стран-участниц, а поскольку их много, то и договориться очень сложно. Сегодня речь идет о планах по сокращению выбросов на 20-25% от уровня 1990 года к 2020 году, а к 2050 году - до 50%. Не могут договориться пока и о первой величине, слабо заикаясь о 50%, в то время как и этого недостаточно. По оценке международной группы экспертов, для того чтобы не допустить резких и значительных изменений климата, а соответственно и серьезных ущербов, необходимо к 2050 году довести уровень сокращения выбросов до 80% от 1990 года. В подтверждение необходимости принятия более эффективных мер по снижению негативных последствий изменения климата, приносящих ущербы экономике ураганов, непредвиденных погодных явлений и пр., еще в 2007 году вышел доклад Николаса Стерна «Экономика изменения климата». В нем утверждается, что решить задачу стабилизации климата без учета леса невозможно. Более того, необходимо обеспечение безопасности существующих и высаживание новых лесов для обеспечения стока углекислого газа из атмосферы.
Столь амбициозную задачу может решить только глобальное соглашение, о котором никак не могут договориться. Теперь эксперты возлагают надежды на климатический саммит лидеров стран, организуемый генсеком ООН Пан Ги Муном в сентябре 2014 года предполагая, что только на уровне руководителей стран можно попытаться решить глобальную задачу. Кроме международного переговорного процесса ведутся двухсторонние переговоры между странами - лидерами по выбросам - США, Индией, Китаем и ЕС. Возможно, если они договорятся, то их договор сможет лечь в основу международного. Россия, к сожалению, не входит в этот переговорный процесс, да и на международных переговорах пока активной роли не играет, концентрируясь на обсуждении нового соглашения на международном уровне.
На 19-й сессии Конференции выступил с заявлением спецпредставитель президента России по вопросам климата Александр Бедрицкий. В своем выступлении он отметил высокую роль российских лесов и необходимость их учета в глобальном соглашении.
«Российская Федерация обладает самыми обширными лесными массивами в мире (пятая часть лесов мира). На долю России приходится 70% бореальных (таежных) и четвертая часть девственных лесов мира. Леса России выполняют глобальные защитные, водоохранные и климаторегулирующие функции, играют ключевую роль в сохранении биоразнообразия и поддержании других биосферных функций планеты. Российская Федерация выступает за надлежащий учет роли лесов в новом соглашении. По нашему мнению, необходимо усиление координации международных научных усилий в целях сохранения и эффективного управления климаторегулирующими функциями наземных экосистем в условиях климатических изменений.
Также необходимым условием для запуска процесса по определению национальных обязательств в новом соглашении является достижение согласия по параметрам и механизму учета в обязательствах вопросов землепользования, изменения землепользования и лесного хозяйства».
Надо отметить, что в рамках Киотского протокола в России было реализовано два лесных проекта. «Бикинский углеродный проект в ареале обитания тигра: долгосрочное сохранение лесов в долине реки Бикин, подверженных рубке при отсутствии проекта. Приморский край, Российская Федерация» и «Поглощение углерода путем лесоразведения в отдаленных районах сибирского региона Российской Федерации» на територии Залесовского района Алтайского края. Леса растут и поглощают углекислый газ. Небольшая разница этих проектов состоит в том, что один реализован на землях лесного фонда, другой на землях сельскохозяйственного назначения. Но на сегодняшний день ни один из них еще не получил углеродного финансирования. Проекты оформлены в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к проектам совместного осуществления, проверены международными экспертными организациями, утверждены приказом министерства экономического развития, углеродные тонны выпущены в соответствующем углеродном реестре, и даже были заключены договора с покупателями на их продажу. Для России - лесной державы - существенно закрепить возможность реализации лесных и других проектов, связанных с землепользованием в следующем глобальном климатическом соглашении. И существование прецедентов реализации таких проектов в рамках первого Киотского протокола должно в значительной мере упростить обоснование необходимости учета роли лесов. Правда, возможность реализации этих лесных проектов еще остается до конца 2015 года, как определено в рамках Киотского протокола.
Олимпийские игры в Сочи-2014, согласно российской заявке, должны быть климатически нейтральными. То есть все выбросы парниковых газов, связанные с их проведением, должны быть компенсированы (нейтрализованы). На международной конференции МОК по спорту и окружающей среде 30 октября 2013 года вице-премьер правительства России Дмитрий Козак подтвердил, что российская сторона взяла на себя обязательство по компенсации углеродного следа Олимпийских игр 2014 года и выполнит их в полной мере .
Углеродный след - количество выбросов парниковых газов (углекислый газ, метан и др.), связанных с организацией и проведением игр. Существуют довольно сложные методики оценки этих выбросов от потребления электроэнергии, тепла, топлива для транспортировки участников, а также от строительства зданий, сооружений, транспортной инфраструктуры, отходов, ну и, конечно, такие красивые акции, как запуск Олимпийского огня в космос, доставка его на Северный полюс, спускание на дно Байкала - все это должно быть учтено в углеродном следе Олимпиады.
Выбросы от Сочи-2014 пока точно не определены. По одним оценкам, минимальный объем выбросов - около 340-360 тыс. тонн СО2, связанных только с работой оргкомитета, перелетами делегаций и участников. Однако при включении в расчет всех прочих источников выбросы могут составить более 5,4 млн. т СО2 .
В настоящее время Институт глобального климата и экологии РАН проводит исследование по оценке углеродного следа по заказу МПР России. Окончательные данные будут получены после проведения игр, однако уже сейчас обсуждается вопрос о том, как будет компенсироваться углеродный след.
В мае 2013 г. был определен «углеродный спонсор» Олимпиады 2014 - химическая компания Доу. Она предполагает в течение 10 лет реализовывать проекты по снижению потерь тепла в зданиях, применению щадящих технологий в сельском хозяйстве и т.п. При этом компания рассчитывает компенсировать не более 360 тыс. тонн СО2.В последнее время подобный подход Доу вызывает все большую критику на международном уровне и в России. Все предыдущие Олимпийские игры (чемпионаты мира по футболу и другие подобные мероприятия) компенсировали углеродный след практически сразу, причем учитывали гораздо большее количество источников. Но компания не готова компенсировать весь объем выбросов.
В этой связи возникает возможность предложить оргкомитету Сочи-2014 компенсировать выбросы за счет уже выполненного проекта по поглощению углерода лесами. Проект выполнен по всем требованиям ст. 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК), зарегистрирован Минэкономразвития России и Секретариатом РКИК , включен в реестр проектов ПСО Сбербанка России. Общий объем поглощения углерода, согласно отчету о верификации независимыми аккредитованными компаниями, составляет 0,5 млн. тонн СО2 по Бикинскому проекту и 4,5 млн. тонн СО2. по Алтайскому проекту.
Андрей Владимирович СТЕЦЕНКО, к.э.н. доцент экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
Георгий Владимирович САФОНОВ, директор Центра экономики и окружающей среды Высшей школы экономики