Музей Константина Васильева в Казани

Sep 04, 2017 22:12

Вчера, 3 сентября, исполнилось 75 лет со дня рождения Константина Васильева - очень советского и совершенно антисоветского живописца, работы которого одновременно притягивают и отталкивают, очаровывают и ужасают. Васильевский сплав эталонной красоты с легитимностью насилия рождает такое множество ассоциаций, что при обсуждении художественных ( Read more... )

Музеи и выставки, Живопись, Мои путешествия

Leave a comment

yari_ankaina October 5 2017, 12:30:36 UTC
О! Спасибо, скоро буду в Казани, обязательно постараюсь зайти!

Reply

clervo October 5 2017, 13:49:23 UTC

И, уверена, не пожалеете! Музей чудесный, очень грамотно сформированный. Небольшой совет: если получится, то придите туда утром в будний день. Тогда у Вас есть шанс поговорить с одним из организаторов музея, старым другом Васильева. Он рассказывает то, что не вычитаешь ни в каких мемуарах или искусствоведческих работах.

Reply

yari_ankaina October 5 2017, 13:57:46 UTC
Жаль, но утром без шансов - поезд приходит после полудня, так что раньше двух часов дня никак не получится. Но день будет будний.

Обожаю Васильева, особенно былинный цикл и Дуная с Настасьей. Причём некоторые эскизы к "Дунаю" нравятся даже больше самой картины...

Reply

clervo October 5 2017, 14:26:03 UTC

Жестокий он, Васильев, немотивированно жестокий. Поэтому мне от его картин только смешно - иначе надо или солидаризироваться с его образами, или трепетать перед их демонстративной мощью. И вообще забавно наблюдать за  пафосным выплескиванием на зрителя толстенных и развесистых комплексов художника. Но, конечно, красиво и технично, этого не отнять.

Reply

yari_ankaina October 5 2017, 14:45:13 UTC
Ну, над картинами типа "Буслаева" не смеяться просто нельзя... Такой дебилушко с мускулами.

Но в целом мне, как ни странно, действительно близки многие его образы. (Впрочем, чего ещё ожидать от дамы, для которой главная радость - мечом помахать :)) Он же писал не людей, а их архетипы, кои по определению иначе не изобразишь - только пафосно и с мощью. Ну, такие они, крутые и категоричные, как и всё, обитающее в человеческом подсознании. И да, такое мог написать только человек, которому очень сильно, до боли и судорог, недоставало мощи, мудрости, эпичности и трагичности в унылой серой действительности... Конечно, Васильев далеко не один такой, но настолько большой концентрации этой тоски по героике я больше ни у кого не знаю.

Reply

clervo October 5 2017, 15:07:53 UTC

Да в том-то и дело, что Васильев отнюдь не тоскует. Он не мечтает, не создает, не иллюстрирует идеи или архетипы. Он жаждет и желает - подрасти, взять мечь, соответствовать женским эротическим мечтам (в том виде, какими он сам их представлял). А главное, он хочет заполучить право насилия, абсолютную индульгенцию от наказания за жестокость. И автопортрет в коричневой рубашке это прекрасно подтверждает. И очень хорошо, что запал потенциального маньяка вылился всего лишь в картинки.

Reply

yari_ankaina October 5 2017, 15:31:25 UTC
Почему обязательно маньяка? Жил бы он на 30 лет позже - стал бы ролевиком или реконструктором, взял бы меч и прекрасно чувствовал бы себя в бугурте, лупцуя окружающих и сам получая по голове :) А так - мы имеем красивые и пафосные картины ( ... )

Reply

clervo October 7 2017, 09:18:45 UTC

Извините, что долго не отвечала - была занята по работе.

Конечно, дело отнюдь не в коричневой рубашке, которая только лишь один из фрагментов паззла. Разница между Васильевым и различными Вальехо примерно такая же, как между Пазолини и Тарантино. Первый - до зубной боли серьезный и навязчиво-пафосный, другой - ироничный игрок в интертексты, жонглер смыслами (с поправкой на несопоставимость масштаба таланта иллюстратора и режиссера, естесственно). Ведь, согласитесь, у Тарантино сколько бы кровищи по кадру не расплескалось, всю эту жестокость за жестокость не принимаешь, настолько она декоративна и невзаправду. А у Пазолини даже заноза отзывается у зрителя уколом в пятке. А все потому, что один автор ведет диалог внутри искусственного пространства своего произведения, а другой старается стереть границу между собственным болезненным миром и миром внешним, входя в последний как монстр из японского хоррора "Звонок". Манипулятор, да.

А что касается мирных "Свечи" или "У колодца"... Нельзя не заметить, что для всех героев таких картин в ( ... )

Reply

yari_ankaina October 7 2017, 10:49:25 UTC
Должна заметить, вы удивительно интересный собеседник ( ... )

Reply

yari_ankaina October 7 2017, 11:16:28 UTC
Должна заметить, вы удивительно интересный собеседник ( ... )

Reply

berezark November 27 2018, 06:38:33 UTC
Ваши комменты считаю наиболее адекватными из многих, здесь (и не только здесь) представленных.
Могу сравнивать на том основании, что был другом покойного, и знал мотивы его творчества.

Reply

Моё почтение. yari_ankaina November 27 2018, 09:16:48 UTC
Я на творчество Васильева впервые наткнулась где-то в самом конце 80-х, когда мне кто-то притащил набор открыток с репродукциями по былинному циклу. Открытки те и сейчас живы, хранятся...
А сами картины Васильева я впервые увидела на ярославской выставке, и тогда же поразилась, насколько резко отлично восприятие картины от её репродукции, насколько оно сильнее. Такое бывает далеко не у всех художников.

Очень жаль, что он так мало прожил.
Хотя носители этой самой "тоски по героике" вообще редко когда живут долго...

Reply

Re: Моё почтение. berezark November 29 2018, 07:58:43 UTC
Будете в Казани, заглядывайте в музей К.В.
В киоске есть издания с воспоминаниями друзей и попытки осмыслить его работы.
Первый директор и основатель музея, наш друг Г.В.Пронин сейчас там работает СНС.
Настроение художника Вы уловили правильно.

Reply

Re: Моё почтение. yari_ankaina November 29 2018, 08:12:30 UTC
Обязательно загляну. Я в Казани бываю каждый год, в ноябре, на Зиланткон, и иногда появляется шанс выкроить время. Музей реально шикарен, мне очень понравился, хотя освещение нуждается в доработке. Некоторые картины вообще трудно толком рассмотреть из-за бликов от ламп.

Reply

yari_ankaina November 19 2017, 17:11:05 UTC
Итак, мы таки добрались до музея Васильева. Я увидела ещё три сюжета на тему Дуная, о существовании коих не подозревала. По-моему, ни одна другая тема его так сильно не зацепила. Он вообще интересно писал - если его что-то цепляло, он писал сразу несколько вариантов, зачастую в разной стилистике... Специально поглядела насчёт улыбающихся лиц - ну, вот сестра Людмила у него вполне себе улыбается, что на законченных полотнах, что на незаконченном. А уж персонажи, которых он рисовал для "Чаяна" - так вообще дико ржут через одного. То есть живых людей, не архетипы, он вполне мог нарисовать улыбающимися... Зато птицы на полотнах повеселили (раньше как-то не обращала внимания) - он их, похоже, писал из каких-то глубинных фантазий, даже не задумываясь, а как они, собственно, анатомически выглядят. При этом у половины оных человеческие глаза :)

Reply

clervo February 5 2018, 09:24:26 UTC

Ох, только сегодня увидела Ваши комментарии... :((( Вечером из дома постараюсь предметно ответить.

Reply


Leave a comment

Up