Музей Константина Васильева в Казани

Sep 04, 2017 22:12

Вчера, 3 сентября, исполнилось 75 лет со дня рождения Константина Васильева - очень советского и совершенно антисоветского живописца, работы которого одновременно притягивают и отталкивают, очаровывают и ужасают. Васильевский сплав эталонной красоты с легитимностью насилия рождает такое множество ассоциаций, что при обсуждении художественных ( Read more... )

Музеи и выставки, Живопись, Мои путешествия

Leave a comment

clervo October 7 2017, 09:18:45 UTC

Извините, что долго не отвечала - была занята по работе.

Конечно, дело отнюдь не в коричневой рубашке, которая только лишь один из фрагментов паззла. Разница между Васильевым и различными Вальехо примерно такая же, как между Пазолини и Тарантино. Первый - до зубной боли серьезный и навязчиво-пафосный, другой - ироничный игрок в интертексты, жонглер смыслами (с поправкой на несопоставимость масштаба таланта иллюстратора и режиссера, естесственно). Ведь, согласитесь, у Тарантино сколько бы кровищи по кадру не расплескалось, всю эту жестокость за жестокость не принимаешь, настолько она декоративна и невзаправду. А у Пазолини даже заноза отзывается у зрителя уколом в пятке. А все потому, что один автор ведет диалог внутри искусственного пространства своего произведения, а другой старается стереть границу между собственным болезненным миром и миром внешним, входя в последний как монстр из японского хоррора "Звонок". Манипулятор, да.

А что касается мирных "Свечи" или "У колодца"... Нельзя не заметить, что для всех героев таких картин в основе их мировоззрения заложена пара "Свой" - "Чужой". Для условных своих - страсти-мордасти нежности, для чужих - тоже самое, но вооруженно. Все персонажи Васильева либо сейчас прям примутся излагать какие-то страшные древние мудрости (а зачем?), либо забьются в истерике или слезах, либо впадут в членовредительский раж; возможны также комбинации. А почему? Да потому что вокруг одни враги и несут они с собой только боль и насилие, эмоциональные в том числе.

И еще. У Васильева на полотнах нет улыбающихся лиц. Вообще нет. Вас это не ужасает?

Reply

yari_ankaina October 7 2017, 10:49:25 UTC
Должна заметить, вы удивительно интересный собеседник...
Да, Васильев серьёзен. Поскольку, повторюсь ещё раз, он писал архетипы. А архетипы не улыбаются. Подсознание не умеет дурачиться, для него всё взаправду. Возьмите средневековый рыцарский роман - и вы увидите ровно то же самое, те же концентрированные мощь и надрыв. А ваш вопрос "зачем" - это вопрос человека, глубоко цивилизованного и чуждого этому древнему хтоническому восприятию. Точнее, оно всё равно живёт внутри вас, да и не может не жить - но глубоко, очень глубоко. И цепляет, и пугает своей мощью и дикостью.
Но если вы однажды выйдете ночью в одиночестве на лесную поляну или горный перевал, поднимете голову и поглядите на звёзды - оно проснётся и внезапно покажется нормальным способом жить :) Ну, а Васильев просто взял это и написал. Есть ещё такой украинский художник Клименко, он пишет на те же темы в другой манере, интересно, как вы воспринимаете его картины?
У Васильева тема врага как такового есть лишь в четырёх картинах, и только в одной из них он показан зримо - которая "Бой со змеем". В остальных - "Валькирия над павшим воином", "Ярославна" и незаконченное "Прощание" - он оставлен за кадром, причём в первом случае и враг-то нашёлся где-то среди своих... Так что у него кругом не враги, а скорее неперсонифицированные, неизъяснимые опасности. А ещё рок. И личная глупость, вот как в Дунае.

Reply

yari_ankaina October 7 2017, 11:16:28 UTC
Должна заметить, вы удивительно интересный собеседник...
Да, Васильев серьёзен. Поскольку, повторюсь ещё раз, он писал архетипы. А архетипы не улыбаются. Подсознание не умеет дурачиться, для него всё взаправду. Возьмите средневековый рыцарский роман - и вы увидите ровно то же самое, те же концентрированные мощь и надрыв. А ваш вопрос "зачем" - это вопрос человека, глубоко цивилизованного и чуждого этому древнему хтоническому восприятию. Точнее, оно всё равно живёт внутри вас, да и не может не жить - но глубоко, очень глубоко. И цепляет, и пугает своей мощью и дикостью.
Но если вы однажды выйдете ночью в одиночестве на лесную поляну или горный перевал, поднимете голову и поглядите на звёзды - оно проснётся и внезапно покажется нормальным способом жить :) Ну, а Васильев просто взял это и написал. Есть ещё такой украинский художник Клименко, он пишет на те же темы в другой манере, интересно, как вы воспринимаете его картины?
У Васильева тема врага как такового есть лишь в четырёх картинах, и только в одной из них он показан зримо - которая "Бой со змеем". В остальных - "Валькирия над павшим воином", "Ярославна" и незаконченное "Прощание" - он оставлен за кадром, причём в первом случае и враг-то нашёлся где-то среди своих... Так что у него кругом не враги, а скорее неперсонифицированные, неизъяснимые опасности. А ещё рок. И личная глупость, вот как в Дунае.

Reply

berezark November 27 2018, 06:38:33 UTC
Ваши комменты считаю наиболее адекватными из многих, здесь (и не только здесь) представленных.
Могу сравнивать на том основании, что был другом покойного, и знал мотивы его творчества.

Reply

Моё почтение. yari_ankaina November 27 2018, 09:16:48 UTC
Я на творчество Васильева впервые наткнулась где-то в самом конце 80-х, когда мне кто-то притащил набор открыток с репродукциями по былинному циклу. Открытки те и сейчас живы, хранятся...
А сами картины Васильева я впервые увидела на ярославской выставке, и тогда же поразилась, насколько резко отлично восприятие картины от её репродукции, насколько оно сильнее. Такое бывает далеко не у всех художников.

Очень жаль, что он так мало прожил.
Хотя носители этой самой "тоски по героике" вообще редко когда живут долго...

Reply

Re: Моё почтение. berezark November 29 2018, 07:58:43 UTC
Будете в Казани, заглядывайте в музей К.В.
В киоске есть издания с воспоминаниями друзей и попытки осмыслить его работы.
Первый директор и основатель музея, наш друг Г.В.Пронин сейчас там работает СНС.
Настроение художника Вы уловили правильно.

Reply

Re: Моё почтение. yari_ankaina November 29 2018, 08:12:30 UTC
Обязательно загляну. Я в Казани бываю каждый год, в ноябре, на Зиланткон, и иногда появляется шанс выкроить время. Музей реально шикарен, мне очень понравился, хотя освещение нуждается в доработке. Некоторые картины вообще трудно толком рассмотреть из-за бликов от ламп.

Reply

yari_ankaina November 19 2017, 17:11:05 UTC
Итак, мы таки добрались до музея Васильева. Я увидела ещё три сюжета на тему Дуная, о существовании коих не подозревала. По-моему, ни одна другая тема его так сильно не зацепила. Он вообще интересно писал - если его что-то цепляло, он писал сразу несколько вариантов, зачастую в разной стилистике... Специально поглядела насчёт улыбающихся лиц - ну, вот сестра Людмила у него вполне себе улыбается, что на законченных полотнах, что на незаконченном. А уж персонажи, которых он рисовал для "Чаяна" - так вообще дико ржут через одного. То есть живых людей, не архетипы, он вполне мог нарисовать улыбающимися... Зато птицы на полотнах повеселили (раньше как-то не обращала внимания) - он их, похоже, писал из каких-то глубинных фантазий, даже не задумываясь, а как они, собственно, анатомически выглядят. При этом у половины оных человеческие глаза :)

Reply

clervo February 5 2018, 09:24:26 UTC

Ох, только сегодня увидела Ваши комментарии... :((( Вечером из дома постараюсь предметно ответить.

Reply


Leave a comment

Up