Творчество антверпенского художника Виллема ван Хахта (1593 - 1637) известно нам преимущественно по трем картинам: одна из них находится в доме Рубенса в Антверпене, другая - в Гааге (музей Мауритсхёйс), третья - в частном собрании. Все три представляют собой "кунсткамеры", т.е., изображают коллекции картин, скульптур, и т.д. В 2009-10 в Гааге и Антверпене пройдет выставка посвященная этому художнику.
"Собрание Корнелиса ван дер Геста" (Антверпен)
Корнелис ван дер Гест (1555 - 1638) был торговцем пряностями, известным антверпенским коллекционером и покровителем искусств. Около 1615-1620 он закал Антону ван Дейку портрет, хранящийся сегодня в Лондоне:
Именно его герб и девиз Vive l'esprit изображены над входной дверью (esprit (лат.) = geest (нид.) = дух) и именно он показывает картину в левом нижнем углу:
На втором фрагменте большинство лиц - узнаваемы. Слева -
Изабелла Клара Евгения, испанская инфанта и правительнице Нидерландов. Рядом с ней ее супруг и соправитель
Альбрехт VII, эрцгерцог Австрийский. Как и положено, дама сидит ниже: женские колени должны были создавать сидение для ребенка, в то время как мужчине было положено не более чем присесть, слегка оперевшись на стул типа мизерикорды. Альбрехту что-то объясняет некто в малиновом берете Рубенс, а за ним будующий польский король
Владислав IV Ваза. Небольшая, но любопытная нестыковка: Владислав приезжал в Антверпен в 16281624 (
см. замечание), Альбрехт же на тот момент уже семь лет три года как умер. Иными словами, картина не является изображением некоего конкретного события, хотя и основывается на исторически зафиксированном факте: посещении Альбрехтом и Изабеллой дома ван дер Геста 23 августа 1615. Справа от короля Ян ван Монтфорт, казначей эрцгергской пары, а между ним и хозяином - Антон ван Дейк, удостоившийся чести быть изображенным в силу положения придворного художника на момент завершения картины в 1628.Портрет Яна ван Монтфорта кисти Антона ван Дейка хранится сегодня в Вене (репродукция позаимствована из базы данных KHM):
За Изабеллой Кларой Евгенией еще два примечательных лица: бургомистр Антверпена, известный меценат и нумизмат Николас Рококс (на фрагменте видно пол-лица), чей дом сегодня является музеем, и гуманист Ян ван ден Ваувер, так же известный как Вовериус. Рококс был другом и покровителем Рубенса, Вовериус был - равно как и Филипп Рубенс - учеником известного лёвенского профессора Липсия.
Портрет Николаса Рококса, гравюра
Пауля Понтия (Понтиуса?), дом-музей Рококса, Антверпен.
Питер Пауль Рубенс, "Четыре философа" (Питер Пауль Рубенс, Филипп Рубенс, Юст Липсий, Ян Воверий), Питти, Флоренция.
На фрагменте, к сожалению, не видно еще несколько лиц, расположенных слева от Изабеллы. Рядом с ней стоит Женевьева д'Урф, герцогиня
Круа. Гравюра Питера де Йоде, основанная на портрете герцогини кисти Антона ван Дейка, находится сегодня в Окленде:
Вторая женщина в этой группе, вероятно, графиня Аренберг.
Картину, вокруг которой собрались все вышеупомянутые лица, удалось идентифицировать. Это работа
Квентина Массейса, известная нам в нескольких вариантах, один из которых сегодня находится в Гааге (фотография позаимствована из архива RKD):
Продолжение следует...