Собрание Корнелиса ван дер Геста - 1

Oct 04, 2008 21:18

Творчество антверпенского художника Виллема ван Хахта (1593 - 1637) известно нам преимущественно по трем картинам: одна из них находится в доме Рубенса в Антверпене, другая - в Гааге (музей Мауритсхёйс), третья - в частном собрании. Все три представляют собой "кунсткамеры", т.е., изображают коллекции картин, скульптур, и т.д. В 2009-10 в Гааге и Антверпене пройдет выставка посвященная этому художнику.


"Собрание Корнелиса ван дер Геста" (Антверпен)



Корнелис ван дер Гест (1555 - 1638) был торговцем пряностями, известным антверпенским коллекционером и покровителем искусств. Около 1615-1620 он закал Антону ван Дейку портрет, хранящийся сегодня в Лондоне:



Именно его герб и девиз Vive l'esprit изображены над входной дверью (esprit (лат.) = geest (нид.) = дух) и именно он показывает картину в левом нижнем углу:




На втором фрагменте большинство лиц - узнаваемы. Слева - Изабелла Клара Евгения, испанская инфанта и правительнице Нидерландов. Рядом с ней ее супруг и соправитель Альбрехт VII, эрцгерцог Австрийский. Как и положено, дама сидит ниже: женские колени должны были создавать сидение для ребенка, в то время как мужчине было положено не более чем присесть, слегка оперевшись на стул типа мизерикорды. Альбрехту что-то объясняет некто в малиновом берете Рубенс, а за ним будующий польский король Владислав IV Ваза. Небольшая, но любопытная нестыковка: Владислав приезжал в Антверпен в 16281624 ( см. замечание), Альбрехт же на тот момент уже семь лет три года как умер. Иными словами, картина не является изображением некоего конкретного события, хотя и основывается на исторически зафиксированном факте: посещении Альбрехтом и Изабеллой дома ван дер Геста 23 августа 1615. Справа от короля Ян ван Монтфорт, казначей эрцгергской пары, а между ним и хозяином - Антон ван Дейк, удостоившийся чести быть изображенным в силу положения придворного художника на момент завершения картины в 1628.Портрет Яна ван Монтфорта кисти Антона ван Дейка хранится сегодня в Вене (репродукция позаимствована из базы данных KHM):


За Изабеллой Кларой Евгенией еще два примечательных лица: бургомистр Антверпена, известный меценат и нумизмат Николас Рококс (на фрагменте видно пол-лица), чей дом сегодня является музеем, и гуманист Ян ван ден Ваувер, так же известный как Вовериус. Рококс был другом и покровителем Рубенса, Вовериус был - равно как и Филипп Рубенс - учеником известного лёвенского профессора
Липсия.

Портрет Николаса Рококса, гравюра Пауля Понтия (Понтиуса?), дом-музей Рококса, Антверпен.


Питер Пауль Рубенс, "Четыре философа" (Питер Пауль Рубенс, Филипп Рубенс, Юст Липсий, Ян Воверий), Питти, Флоренция.


На фрагменте, к сожалению, не видно еще несколько лиц, расположенных слева от Изабеллы. Рядом с ней стоит Женевьева д'Урф, герцогиня Круа. Гравюра Питера де Йоде, основанная на портрете герцогини кисти Антона ван Дейка, находится сегодня в Окленде:


Вторая женщина в этой группе, вероятно, графиня Аренберг.

Картину, вокруг которой собрались все вышеупомянутые лица, удалось идентифицировать. Это работа Квентина Массейса, известная нам в нескольких вариантах, один из которых сегодня находится в Гааге (фотография позаимствована из архива RKD):


Продолжение следует...

Круа, Владислав IV Ваза, Квентин Массейс, Изабелла Клара Евгения, Питер Пауль Рубенс, искусство, Женевьева д'Урф, Альбрехт VII, Антон Ван Дейк, Ян ван Монтфорт, Юст Липсий, Пауль Понтий, Филипп Рубенс, Питер де Йоде, Корнелис ван дер Гест, графиня Аренберг, Виллем ван Хахт (II), Ян ван ден Ваувер (Вовериус), семнадцатый век, Николас Рококс

Previous post Next post
Up