Женщина в желтом

Sep 30, 2006 10:11

В коллекции Лувра сегодня находятся несколько картин Паоло Веронезе, итальянского художника шестнадцатого века (1528-1588). Обычно датируемое последними годами жизни художника "Распятие" интересно не только смещением центральных персонажей в левую часть полотна, но и загадочной женщиной в желтом.




Официальный сайт Лувра видит в этой фигуре аллегорию скорби. Пиньятти видел в ней Магдалину, что довольно странно, т.к. Магдалина уже изображена - у подножия креста. Указанием на особое место этой женской фигуры может служить цветовой контраст между ее одеянием и одеждами всех остальных персонажей. Меллинкофф видит в этой фигуре Синагогу.

Синагога - аллегорическая фигура, появляющайся уже во времена каролингов, и обычно противопоставляемая Церкви (Экклесии). Аттрибуты последней указывают на победившее христианство: корона, штандарт с крестом, кубок причащения; аттрибуты первой - на поражение: венчающая корона падает с головы, древко ее штандарта сломано, а скрижали Завета выпадают из ее рук. На штандарте Синагоги зачастую изображен скорпион или ассоциируемый с еврейством головной убор. Неготовность еврейства принять Христа выразилась в слепоте Синагоги. Иногда, дабы подчеркнуть, что слепота - неневозможность увидеть, но нежелание - повязка на глазах изображается прозрачной.

Цвет одежд загадочной фигуры так же не случаен - существовала традиция изображения в желтом еретиков, проституток, прокаженных и евреев, а также таких фигур как Иуда и Синагога. Следует отметить, что желтый был не единственным цветом, использовавшимся для изображения этих групп.

Ниже я привожу несколько примеров изображения Синагоги.




Конрад Витц, "Синагога", Музей изобразительных искусств, Базель, ок. 1415. (Спасибо alta_voce за напоминание об этой картине).



Фернандо Галлего, "Иисус Благославляющий", Прадо, Мадрид, 1467-1470. Обратите внимание на местопложение фигур - Церковь (Экклесия) изображена слева от нас, то есть справа от Христа, Синагога - слева от него.

Итак, на основании цвета одеяния фигуры и ее незрячести Меллинкофф идентифицирует ее как Синагогу. Косвенным подтверждением этого может, по ее мнению, служить направленный на эту фигуру презрительный взгляд св. Иоанна.


  • Библиография посвяшенная иконографии Синагоги достаточно велика, Меллинкофф цитирует двенадцать названий. Если кому-либо эта тема интересна, то я их приведу. http://clement.livejournal.com/220086.html?thread=3870134#t3870134
  • Teresio Pignatti, Veronese, Venice 1976, vol. 1, p.86.

искусство, Конрад Витц, шестнадцатый век, кодекс Манессе, Паоло Веронезе, Фернандо Галлего, святые, пятнадцатый век

Previous post Next post
Up