О жизни Габриэль Пети до начала первой мировой войны известно нелногое. После смерти матери отец помещает ее вместе с сестрой в приют, где она и находится до шестнадцатилетия. Покинув приют, она пытается жить одна, что удается не слишком хорошо - Габриэль впадает в депрессию и предпринимает попытку самоубийства.
На момент начала войны она обручена с военным и дабы разделить его судьбу записывается доброволицей в Красный Крест. Карьера сестры милосердия однако ей не подошла, и Габриэль решает перейти к менее обычным действиям, а именно, пойти на службу британской разведки. Ее задача - отслеживать железнодорожные перемещения немецких войск. Последующие шесть месяцев жизни Пети напоминают приключенческий роман: она ездит по всей Бельгии переодетой то в солдата, то в торговку газетами, а донесения она пишет на мельчайших листках папиросной бумаги. Тем не менее, деятельность Габриэль не осталась незамеченной противником и в начале 1916 года она попадает в засаду. 1 апреля 1916 года ее расстреляли.
Жизнь Габриэль была чрезвычайно романтизирована. Ей были посвящены стихи и пьесы, а в 1920 и в
1928 о ее жизни были сняты фильмы. Камера в брюссельской тюрьме Сен-Жиль, где она провела несколько месяцев, даже служила своеобразным местом паломничества.
Мне же вся эта история напомнила о снаписанном в 1913 стихотворении Осипа Мандельштама:
Кинематограф
Кинематограф. Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.
Не удержать любви полета:
Она ни в чем не виновата!
Самоотверженно, как брата,
Любила лейтенанта флота.
А он скитается в пустыне --
Седого графа сын побочный.
Так начинается лубочный
Роман красавицы-графини.
И в исступленьи, как гитана,
Она заламывает руки.
Разлука. Бешеные звуки
Затравленного фортепьяно.
В груди доверчивой и слабой
Еще достаточно отваги
Похитить важные бумаги
Для неприятельского штаба.
И по каштановой аллее
Чудовищный мотор несется,
Стрекочет лента, сердце бьется
Тревожнее и веселее.
В дорожном платье, с саквояжем,
В автомобиле и в вагоне,
Она боится лишь погони,
Сухим измучена миражем.
Какая горькая нелепость:
Цель не оправдывает средства!
Ему -- отцовское наследство,
А ей -- пожизненная крепость!
1913