ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ
История русской советской литературы - точнее, история разгрома, а также сдачи и гибели уцелевших остатков русской литературы - еще не написана. Стыдно называть литературой рыдания и попискивания, которые слышались в ходе этой катастрофы. При всем сочувствии к ее жертвам. Но давать совпису фору за то, что он жил при советах - так
(
Read more... )
Я не понимаю, что такое "гибель литературы". Может "умирать" какое-то направление, школа. Литература в смысле "книги" в 20ом веке практически не умирают (думаю, полководец, который сожжёт Google Library не войдёт в историю, как с Александрийской библиотекой, потому что сейчас бэкапы есть).
А относительно того, к чему это должно прийти...
... норма меняется. В первую очередь потому, что в XIX веке не было информации, кроме книг, газет и личного общения. В это трудно поверить, но да, НЕ БЫЛО ИСТОЧНИКОВ информации.
В XX веке появилось радио/ТВ, но оно мало отличалось по сути от газет - тот же ограниченный (в результате, даже более ограниченный) набор точек зрения и чуть выше скорость - и всё.
А вот с 90ых, а ещё лучше говорить, с XXI века, началось очень интересное... Информации стало избыточно много. Безмерно много. Настолько много, что даже заголовки невозможно читать физически - информация появляется быстрее, чем возможно за ней уследить. (А ещё информация перестаёт исчезать, что удваивает количество доступной информации).
И человек (любой человек, который сохраняет разум), строит фильтры. Кто-то в качестве фильтра сохраняет то, что предложило ТВ и близкий к нему формат. Но информации столько, что есть полная свобода игнорировать официоз - и это даст картину мира (поток разной информации) не менее красочную (на самом деле, даже более красочную), чем официоз.
Это приводит к свободе выбора информации, стилей общения, представления информации и т.д. Процесс этот только начинается, но основное - этот процесс не есть "высшее достижение разумного человечества", это не некий подвиг, это просто "техническая возможность". Она доступна практически каждому, причём без вериг сподвижника и столпа передовой мысли. Это просто человеческая жизнь. Внезапно, ТВ и газеты перестали быть основной точкой зрения.
Узкий круг знакомых вдруг из явления географического превратился в информационное. Круг знакомых (даже не знакомых, а, назовём это так, тех, чьё мнение слушают) стал формироваться исключительно интересностью мнения - и не более.
Последствия этого ещё впереди.
Относительно культуры же... Мне нравится японский подход. Там нет представления о "высокой культуре". Там есть представление о том, что если это здорово и хорошо, то это здорово и хорошо. И это приводит к тому, что авторы, вместо того, чтобы 20 лет рисовать Картину, Которая Потом Будет Висеть В Музеях (после смерти автора), рисуют _здесь_и_сейчас_. И это интереснее и живее, чем вся мощь современного "высокого" искусства.
Вот это бегство от "высоты" мне и кажется будущим. Множество разных субкультур, сплетающихся в человеке в случайном порядке, дающие ему основу для творчества, направленного на эти субкультуры. Иногда такие вещи "выстреливают" - и получается вещь интересная и всем остальным. Она появляется не потому, что человек Высокий Талант Высокого Полёта, а просто потому, что "получилось хорошо".
Reply
1. Информации всегда было больше, чем возможности ее усвоить. Порог доступа - да, был выше (грамотность, знание языков, доступ к книгам, газетам, библиотекам, свободное время, etc.) Что изменилось - появились средства ее организации/агрегирования/поиска. Простое исключение повторов в гугловом поиске дает больше, чем тома энциклопедий прошлого-позапрошлого веков.
2. Высокая-низкая культуры сосуществовали, я думаю, всегда. Пели-плясали, как-то украшали жилище все одновременно с одиночками, творящими шедевры... Просто сейчас эта "низкая" культура имеет те же шансы на растпространение, что и высокая. Результат Вы уже описали - фильтры и отбор.
Самое интересное - как будут формироваться эти фильтры. Думаю, это будет предмет будущего образования, хорошо бы - начального :)
Reply
Reply
Reply
а что я сказал про смерть литературы - так это ж понятно, думаю. Умер русский роман. Вместо него попер соцреализм, то есть плохая версия европейского соц.романа. А сов.поэзия - это охлопки и ошметки Серебряного века. Ничего сами не сделали
Reply
Самый многообещающий подход я встретил на Pandora.com. Там музыку подбирают исходя из того что тебе нравится - но не тех же авторов-исполнителей, а все время новых. И постоянно подбрасывают что-нибудь зв пределами нравящегося тебе - попробуй! Не понравится - поставишь галочку. Понравится - другую. Получается постоянно перезатачивающийся набор, весьма разнообразный, постоянно дающий пищу мозгам и любопытству.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment