Пит Мондриан. Ферма близ Дуйвендрехта, около 1916. © The Art Institute of Chicago, Gift of Dolly J. van der Hoop Schoenberg
В швейцарском Фонде Бейелера проходила выставка "Эволюция Мондриана", приуроченная к 150-летию художника. Пит Мондриан (1872-1944) - один из выдающихся голландских художников авангардного движения. Его решётка из чёрных линий, образующих квадраты или прямоугольники трёх базовых цветов, впоследствии была переработана и применена многими художниками и дизайнерами. В залах Фонда были представлены 80 полотен мастера в хронологической последовательности, в том числе первые работы, написанные в реалистическом стиле. На раннее творчество Мондриана также оказали влияние символизм и кубизм. Отдельные разделы были посвящены нескольким сюжетным сериям - это изображения ветряных мельниц, песчаных дюн и моря, башен и цветущих деревьев, усадьбы, отражённой в воде.
Коллекция самого Фонда Бейелера содержит всего восемь работ Мондриана, но ведущие музеи Нидерландов, других стран и частные коллекционеры со всего мира предоставили лучшие работы художника. На выставку привезли "Красное облако", редко покидающее Гаагу, раннюю картину "Женщина с веретеном" из частной коллекции и "Композицию в чёрно-белом цвете с двойными линиями" из Америки. Почти полностью представлен цикл работ "Ферма близ Дуйвендрехта" - на выставке показаны четыре из пяти картин.
Пит Мондриан. Женщина с веретеном, около 1893-1896. © Courtesy of Pace Gallery
Пит Мондриан. Фермерский домик с бельевой верёвкой, около 1897. © Kunstmuseum Den Haag, the Netherlands
Пит Мондриан. Водоотводная канава с молодым ивняком, около 1900. © Kunstmuseum Den Haag, the Netherlands
Пит Мондриан. Красное облако, 1907. Масло, картон. Муниципальный музей Гааги
Пит Мондриан. Мельница в солнечном свете, 1908. © Kunstmuseum Den Haag, the Netherlands, Bequest of Salomon B. Slijpe
Пит Мондриан. Пляж с пятью пирсами в Домбурге, 1909. © Pace Gallery, New York
Пит Мондриан. Лето. Дюны в Зеландии, 1910. © Solomon R. Guggenheim Museum, New York, On permanent loan from the Kunstmuseum Den Haag
Пит Мондриан. Маяк в Весткапелле, 1910. © Kunstmuseum Den Haag, the Netherlands, Bequest of Salomon B. Slijper
Пит Мондриан. Церковная башня в Домбурге, 1911. © Kunstmuseum Den Haag, the Netherlands, Bequest of Salomon B. Slijper
Картина "Красное дерево" демонстрирует переход Мондриана от реализма к абстракционизму, отказ от классических представлений о цвете и форме. Художник изобразил дерево в ночное время: алые и кобальтовые оттенки - результат влияния постимпрессионизма на творчество Мондриана.
Пит Мондриан. Вечер: Красное дерево, 1908-1910. © Kunstmuseum Den Haag, the Netherlands
Пит Мондриан. Дерево, 1912? © Munson Williams Proctor Arts Institute, Museum of Art, Utica, New York
Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства.
Пит Мондриан. Композиция № II, 1913. © Kröller-Müller Museum, Otterlo, the Netherlands
Пит Мондриан. Океан 1, 1914. © Moderna Museet, Stockholm, Donation from The Friends of the Moderna
Между 1917 и 1920 годами во Франции Пит Мондриан начал создавать картины, композиционно построенные на регулярной сетке. Сначала он использовал тонкие серые линии сетки, затем он перешёл на более широкие и исключительно черные. Постепенно изменялась палитра от смешанных тонов до чистых основных цветов.
Пит Мондриан. № VI / Композиция № II, 1920. © Tate, purchased in 1967
Картины-сетки из геометрических фигур разных цветов и правильных линий Пит Мондриан создавал на протяжении 20 лет. Всего эта серия насчитывает 70 работ, которым присвоены порядковые номера.
Пит Мондриан. Красный, жёлтый, синий и чёрный, 1921. Холст, масло. Муниципальный музей Гааги, Нидерланды
Интересно, что одна из главных работ Мондриана "Композиция с красным, синим и желтым" приобрела широкую известность после показа кутюрной коллекции Ива Сен-Лорана 1965 года. Для неё дизайнер создал шесть платьев, ставших своего рода полотном для знаковой работы художника. Собственно, коллекция легендарного кутюрье и была озаглавлена "Мондриан".
Композиция с красным, синим и желтым», 1930 год
Пит Мондриан. Композиция с жёлтым и синим, 1932. © Fondation Beyeler, Beyeler Collection, Riehen/Basel
Пит Мондриан. Композиция в чёрном и белом, с двойными линиями, 1934. © Private collection
Пит Мондриан. Композиция в синем и белом,1936. © Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Düsseldorf
Последняя работа Мондриана на выставке - перевёрнутый квадрат, стоящий на одной вершине "Картина № III". Вертикальные и горизонтальные линии на полотне пересекаются строго перпендикулярно, и, выходя за рамки картины, продолжаются в бесконечность...
Пит Мондриан. Картина № III. 1938 © Fondation Beyeler, Beyeler Collection, Riehen/Basel
В 1940 году Мондриан переехал в Америку, где меценатка Пегги Гуггенхайм помогла художнику обрести популярность, выставляя его работы в своей галерее. В последние годы своей жизни Пит Мондриан получил наибольшее признание.
Источник информации:
www.fondationbeyeler.ch