...«Портрет художника N» - это всегда очищенный взгляд со стороны, деликатный, исполненный пиетета и уважения, идеализирующий творца (и даже мифологизирующий его - вспомним нестеровский портрет скульптора Мухиной), это всегда гимн: даже не столько замечательному собрату по цеху, сколько самому искусству.
Автопортрет более трезв и проницателен. Он требует полного самоанализа и смелости вынести себя и кредо своей творческой индивидуальности на суд зрителя. Не всем художникам это по нраву. Модильяни написал немало портретов своих друзей - художников и поэтов, но единственный автопортрет стоит особняком в его творчестве.
Более того, «Портрет художника N» - это взгляд многоопытного путешественника на другую страну: с уважением к ее языку, традициям, культуре. И все же, это всегда взгляд иностранца. Потому что каждый большой художник говорит на собственном уникальном языке о собственном исключительном мире. И самый полный, проникновенный взгляд может возникнуть только изнутри.