Афишемания!

Mar 01, 2019 10:47



В Пушкинском музее до 21 апреля проходит выставка "Афишемания. Французская реклама конца XIX - начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина". Экспозиция заняла несколько залов Галереи искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков. Вот где царит сейчас эстетика и позитив!
Выставка прекрасно оформлена, очень содержательны информационные стенды. Привожу их, поскольку читать внимательно на месте не очень удобно. Кроме того, в нескольких залах показывают кинохронику того времени. В экспозиции - 130 рекламных плакатов Анри де Тулуза-Лотрека, Альфонса Мухи, Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Адольфа Вийетта и других художников.

Все темы и формы афиш представлены в семи разделах: "Стены, заборы, витрины", "Живопись улиц", "Кабаре, театр, выставки", "Музы коммерции", "Велосипедисты, аэропланы, шины", "Вино, табак, консервы", "Стиль эпохи: ар-нуво". Итак, экспозиция трёх первых залов..



"Фру-фру" - звуковое подражание шелесту широких юбок из тафты. Полный соблазна и дразнящий воображение звук, сопровождавший парижских модниц, дал название двадцатистраничному изданию, ставшему прообразом мужских журналов. Обложку каждого номера этого веселого и остроумного издания, получившего репутацию фривольного, украшали изображения женщин, кокетливо дразнящих читателей подолами пышных юбок.



Леонетто Каппьелло (1875-1942). Юмористическая газета "Le Frou-Frou". 1899





Типография Шарля Верно специализировалась на выпуске художественных эстампов и афиш большого формата. Художник изобразил будничную суету улицы, естественно соединившую представителей разных классов французского общества. Среди персонажей - члены семьи художника, его прислуга, знакомые и сам владелец типографии. Осталось неосуществленным изготовление парной афиши к рекламному проекту "Улица". В 1900 году была подготовлена композиция "Бульвар", увидевшая свет лишь как небольшой эстамп



Теофиль Александр Стейнлен (1859-1923). Афиши Шарля Верно. Улица, 1896



Фрагмент



Фрагмент



Щедрые восхваления и лестные сравнения были в духе эпохи. Отмечая пристрастие Шере к барочной и рокайльной живописи и раскрывая характер его полных блеска и юмора афиш, Феликс Фенон называл художника "Тьеполо рекламных щитов". Эдуард Мане величал его "современным Ватто".





Жюль Шере (1836-1932). Елисейские поля. Ледовый дворец, 1896



В центре - Жюль Шере. Аперитив Quinquina Dubonet, 1895

На афише концертной программы в кабаре "Альказар д'Эте" изображена исполнительница лирического шансона Лили д'Лидиа.



Жюль Шере (1836-1932). Альказар д'Эте, Лидиа, 1895. Ледовый дворец на Елисейских полях, 1894. Керосин "Saxoleine", 1895

Ежемесячное издание «L’Estampe et l’Affiche», адресованное коллекционерам гравюр и афиш, существовало с 1897 по 1899 год. Оно включало художественные обозрения выставок, тематические статьи, посвященные технологии тиражной и авторской печати, интервью с художниками и специалистами. С редакцией журнала активно сотрудничали члены парижского Общества художников-литографов. В качестве приложений к журналу издавались специальные поощрительные бонусы для подписчиков: оригинальные гравюры и литографии.



Жан Мичеслас Пешке (Ян Мирослав Пешке) (1870-1949). "L’Estampe et l’Affiche", 1897

В публикации, посвященной недолгой истории «L’Estampe et l’Affiche», приводится любопытное толкование сюжета афиши редактором журнала Андре Меллерио. Перед художником стояла трудная задача: необходимо было аллегорически выразить два явления графического искусства, соединенных в названии журнала, - классическую гравюру и современную иллюстрированную рекламу. Боннар с юмором перевел это в жанровую сцену: изобразил подростка, сбегающего от надзора старой седой няньки. Занятный сюжет обретает смысл: ускользающий из детской неслух олицетворял искусство афиши, а строгая дама в пестром капоте - эстамп, как наследие прошлых веков.



Слева - Пьер Боннар (1867-1947). "L’Estampe et l’Affiche",1897







Эдуар Мента (1858-1915). Ницца. Карнавал 1905 года



Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). Жанна Авриль, 1893 и 1899



Альфонс Мария Муха. Гамлет, принц Датский, 1899



Концертные афиши



Адриен Баррер. Ревю в Фоли-Бержер, 1903





Женские образы, созданные Альфонсом Мухой, определили идеал красоты для целого поколения: нежные и лукавые нимфы со струящимися по плечам локонами. La Femme Muchas вдохновляла поэтов, ей посвящали музыкальные вечера, любовные письма. Театрализованные представления по мотивам произведений Мухи проходили в Фоли-Бержер. Спектакль соединял живые картины и танцевальные импровизации. Костюмы и декорации к выступлениям были выполнены по эскизам художника.



Альфонс Мария Муха (1860-1939). "Lygie". Представление по мотивам декоративных произведений Мухи, 1901



Фрагмент



Афиши Альфонса Мухи для театра Сары Бернар "Ренессанс". Афиша постановки Гисмонда была первой из семи композиций, выполненных художником для Сары Бернар. Актриса изображена в сцене последнего акта драмы: торжествуя победу над врагом, величественная и прекрасная герцогиня Гисмонда шествует во главе процессии с пальмовой ветвью в руках.



Альфонс Мария Муха. Дама с камелиями, 1896. Гисмонда, 1895.



Фрагмент



Фрагмент

Премьера спектакля на музыку Эдмона Дье, поставленного по сюжету символиста Жана Лоррена, состоялась в "Олимпии" в начале декабря 1896 года. Травестийная роль была написана для Лиан де Пужи, пожелавшей выйти на сцену. Дебют известной парижской куртизанки был принят театральными критиками благосклонно: "Вечер стал настоящим триумфом для мадемуазель Лиан де Пужи, публика трижды вызывала её на поклоны. На самом деле она сыграла юного влюблённого пажа с изысканным благородством и шармом. Она доказала нам, что не просто "самая красивая женщина столетия", а сумела преуспеть как настоящая актриса. Также аплодисменты заслужила мадемуазель Роза Демей, блеснувшая красотой в роли Виоланты".



Эмманюэль-Жозеф-Рафаэль Орази (1860-1934). "Рождественский сон". Пантомима в трёх картинах, 1896

Классическое французское кабаре "Мулен Руж" с танцевальным залом было открыто в 1889 году на Монмартре, в центре площади Бланш. Фасад основного здания был оформлен приятелем и собутыльником Тулуз-Лотрека художником Адольфом Вийеттом. Вечерами красные крылья этой мельницы веселья сияли сотнями электрических лампочек.



Владельцы "Мулен Руж", заботясь о его популярности, в 1891 году заказали рекламу представителям парижской художественной богемы, постоянным его посетителям - Анри де Тулуз-Лотреку, Пьеру Боннару, Адольфу Вийетту, Жозе Белону, а также легендарному французскому плакатисту Жюлю Шере.



Жозе Белон (1861-1927). "Мулен Руж" на площади Бланш: каждый вечер спектакль, концерт, бал, 1891



Фрагмент



Фрагмент

В заключение кусочек кинохроники, постоянно крутящейся в зале:

image Click to view



Продолжение следует...

выставка, музей

Previous post Next post
Up