Оригинал взят у
galik_123 в
Эмма Гамильтон: обольщение и славаНовость из мира искусства
Элизабет Виже-Лебрен. Эмма Гамильтон в образе вакханки, ок. 1790
8 декабря в Национальном военно-морском музее Лондона открылась выставка, посвященная легендарной леди Гамильтон (1765-1815) - возлюбленной адмирала Горацио Нельсона, одной из красивейших женщин своего времени. Леди Гамильтон была в конце XVIII - начале XIX веков настоящей европейской знаменитостью.
При жизни красавица позировала многим художникам и стала самой часто изображаемой женщиной в британской истории. Богатая приключениями и скандалами жизнь леди Гамильтон увековечена в многочисленных романах, фильмах и прочих произведениях. Услышав имя леди Гамильтон, мы чаще всего представляем себе Вивьен Ли, сыгравшую ее в кино, и вспоминаем имя генерала Нельсона, но выставка посвящена не только этому периоду замечательной и под конец трагической жизни Эммы Гамильтон.
Историю Эммы рассказывают более 200 экспонатов, многие из которых никогда не выставлялись на всеобщее обозрение. Среди них не только многочисленные картины, гравюры и карикатуры, но и личные письма, костюмы и украшения. В центре экспозиции - полотна Джорджа Ромни, Джошуа Рейнольдса и Томаса Лоуренса. Здесь же - переписка Эммы с её любовниками, личные вещи, включая одно из обручальных колец, которыми она обменялась с Нельсоном, а также её песенники и предметы декора, свидетельствующие о статусе знаменитости.
Джордж Ромни. Эмма Харт в образе Цирцеи, 1782
Двенадцатилетняя девочка из Чешира приехала в Лондон в конце 1770-х годов в надежде выбраться из бедности. Ей удалось устроиться служанкой в состоятельную семью, а затем на протяжении четырех лет она, по сути, не имея другого выбора, переходила от одного мужчины к другому, пока в 16 лет не забеременела от аристократа. Отец ребенка немедленно бросил ее, после чего Эмма обратилась за помощью к Чарльзу Гревиллю, заставившему ее отдать ребенка в приемную семью. Гревилль познакомил ее с художником Джорджем Ромни, и Эмма стала музой Ромни благодаря врождённой театральности и поразительной внешности.
Джордж Ромни. Эмма в образе пряхи,1782-1785
За всю свою жизнь Ромни написал около пятидесяти ее портретов. На выставке представлены многие из них.
Джордж Ромни. Эмма Гамильтон, 1782
Когда Гревилль собрался жениться на богатой наследнице, он передал любовницу своему дяде Уильяму Гамильтону, послу в Неаполе, и с этого момента начался стремительный социальный взлет Эммы. Она очень быстро выучила итальянский и французский, научилась петь так, что ее приглашали на работу оперные театры, и оказалась талантливой актрисой.
Джордж Ромни. Эмма Гамильтон в образе вакханки, 1785
Эмма придумала собственный моноспектакль, в котором, одетая в классическое белое платье с яркой шалью, представала в образах знаменитых литературных, исторических и мифологических героинь - от Медеи до Клеопатры и Пенелопы. Спектакль пользовался таким грандиозным успехом, что сцены из него стали появляться даже не посудных сервизах. На выставке сцены спектакля "оживила" современная актриса, и глядя на экран, можно представить себя на месте аристократов-зрителей на представлениях Эммы.
Джордж Ромни. Эмма Харт, позже леди Гамильтон в образе Ариадны, ок. 1785
Гамильтон, для которого Эмма поначалу была просто увлекательным "проектом", постепенно полюбил ее и в 1791 году женился, несмотря на ее прошлое и на недовольство семьи.
Сэр Томас Лоуренс. Эмма в образе Задумчивости, 1791-1792
С этого момента началась новая жизнь Эммы - добропорядочной супруги и знатной дамы. Благодаря статусу своего мужа она получила доступ в самый высший свет, сблизилась с королевой Неаполя Марией Каролиной Австрийской и стала выполнять самые деликатные дипломатические поручения. Тогда и произошло ее знакомство с Нельсоном, переросшее в страстный роман, разрушивший ее жизнь.
Лемюэль Фрэнсис Эбботт. Портрет Горацио Нельсона, 1-го виконта Нельсона, 1800
Письма Нельсона и Эммы, кольца, которыми они обменялись, немногочисленные уцелевшие предметы из их общего дома - поместья Мертон-плейс в графстве Саррей, где они поселились, когда вернулись из Неаполя, представлены в музее, так же как и портреты людей, невольно делавших невозможным их счастье: Гамильтона и жены Нельсона Фрэнсис. На выставке можно увидеть прядь волос, которые Нельсон попросил передать возлюбленной, и его мундир с дырой от пули, который она хранила у своего изголовья.
Из тех шести лет, что им оставалось провести вместе, половину времени Нельсон был при исполнении военных обязанностей. Перед битвой при Трафальгаре, ставшей для него роковой, Нельсон написал письмо, в котором напоминал о дипломатических заслугах Эммы и просил помочь в случае его гибели ей и его "приемной", а на самом деле их родной дочери Горации. Но просьба Нельсона, несмотря на то что он был национальным героем, не была удовлетворена английским правительством.
Мундир Нельсона
Эмма осталась одна, ее муж Уильям Гамильтон к тому времени уже тоже умер, беречь деньги она не умела, и очень быстро влезла в долги. В 1813 году она попала за долги в тюрьму, выйти из которой ей помогли друзья. Но это уже ничего не могло изменить: леди Гамильтон, скрывшись с Горацией от кредиторов во Франции, тщетно пыталась добиться помощи от бывших могущественных друзей, много пила и в 1815 году скончалась. От ее былой красоты, которая запечатлена на многочисленных портретах, к тому времени ничего не осталось…
Карикатура Джеймса Гиллрея "Дидона в отчаянии", 1801
Выставка "Эмма Гамильтон: обольщение и слава" в Национальном морском музее Лондона, повествующая о выдающейся женщине в мире мужчин, продлится до 17 апреля 2017 года.
Национальный морской музей в Лондоне