Оригинал взят у
galik_123 в
Турне "Славянской эпопеи" Альфонса МухиНовость из мира искусства
Альфонс Муха. Эпический триптих "Магия слова" - "Милич из Кромержижа", "Проповедь Яна Гуса в Вифлеемской часовне", "Встреча на Кржижках"
До конца этого года двадцать гигантских холстов "Славянской эпопеи" Альфонса Мухи (1860-1939) ещё можно увидеть в Пражской Национальной галерее, а затем они должны отправиться в турне по Азии. Целиком "Славянская эпопея" еще ни разу не выезжала за пределы Чехии. Монументальные полотна имеют внушительные размеры, самые большие из них - 6х8 метров. После посещения Японии произведения отправятся в Китай. На показ полотен также претендуют галереи Южной Кореи и США.
Внук художника - Джон Муха, не согласен с тем, чтобы полотна покинули территорию Чешской Республики. Он считает, что все, кто желает увидеть "Славянскую эпопею", должны посетить Чехию, а родная внучка Альфонса Мухи - госпожа Плоцкова, полностью поддерживает показ картин за рубежом. В Чехии "Славянская эпопея" признана памятником культуры, поэтому судьбу произведений определила специальная комиссия Министерства культуры Чехии.
На создание цикла, который финансировал американский филантроп Чарльз Крейн, у художника ушло 18 лет. "Славянская эпопея" стала подарком Праге в 1928 году на десятую годовщину независимости Чехословакии. При этом было выдвинуто условие, что город должен выделить помещение для постоянной экспозиции полотен. По прошествии почти ста лет галерея всё ещё не построена. С 1963 года картины украшали Моравско-Крумловский замок. В мае 2012 года после долгого спора с властями города Моравский Крумлов картины вернулись в Прагу.
Примерно половина картин посвящена чешской истории. Создание в 1919 году независимого Чехословацкого государства художник встретил с радостью. В том же году в пражском Клементинуме были выставлены первые 11 картин славянского эпоса.
Особенно известны первые три картины, написанные в 1912 году. Картина "Славяне на исконной родине" ("Между кнутом турок и мечом готов") символически изображает судьбу славян в руках поработителей. На картине - горящая славянская деревня, в то время как языческий священник молит бога Перуна о милости к славянам.
Славяне на исконной Родине, 1912
Картина "Введение славянской литургии" подчёркивает идею сплочённости, для того чтобы добиться права проповедовать христианство на церковно-славянском языке.
Введение славянской литургии, 1912
Праздник в честь бога Свантовита - олицетворение пророческой религии балтийских славян, Свентовит - добрый бог плодородия у части западных славян.
Праздник Свентовита, 1912
В 1914 году Альфонс Муха написал полотно "Отмена крепостного права в России", для этого он посетил Россию и побывал в Троице-Сергиевой лавре, Третьяковской галерее. Муха считал отмену крепостного права важнейшим событием в истории России.
Альфонс Муха. Отмена крепостного права в России, 1914. Холст, масло
Полотно "Братская школа в Иванчицах" посвящено истории гуситской церкви. Изображен процесс создания первой чешской Библии (действие происходит в родном городе Мухи).
Братская школа в Иванчицах (Печатание Кралицкой Библии в Иванчицах),1914
С именем царя Симеона (864-927) связан Золотой век болгарского государства. Болгария превратилась в самое могущественное государство на Балканах и во всей Восточной Европе. Царь Симеон известен как объединитель и человек, привнесший письменность в славянскую культуру.
Царь Симеон Болгарский, 1923
Святая Гора Афон,1923
В полотне "Коронация сербского короля Стефана Душана царем сербско-греческого царства, 1346" ("Славянское законодательство") Муха изобразил процессию коронации в Скопье первого славянского царя. Душан Стефан - сербский король с 1331, царь с 1345. В результате длительных войн с Византией присоединил к Сербии ряд территорий и создал обширное сербо-греческое царство.
Коронация сербского царя Стефана Уроша IV Душана как императора Восточной Римской империи, 1926
Современная историческая наука во многих отношениях подтверждает характеристику, которую Муха даёт истории славянских народов. Например, его "Битва при Грюнвальде" убедительно напоминает о конце могущества крестоносцев и об освобождении Польши и Литвы.
После Грюнвальдской битвы, 1924
Следующая картина - это символ национального возрождения, на ней "Омладина" - в 1866-72 годах сербская культурно-просветительская и общественно-политическая молодёжная организация.
Присяга членов организации Омладина под славянской липой, 1926
И, наконец, "Апофеоз славянской истории" в четырёх цветах художник изображает четыре эпохи: древние времена славянской мифологии прикрыты синеватой дымкой, красный цвет символизирует славный средневековый период в истории славянских народов, чёрный является предвестником порабощения, в то время как ясные золотистые тона предвещают свободу. Мечта Альфонса Мухи о единении славян воплотилась только на его полотнах.
Апофеоз истории славянства,1926
Главная работа жизни художника "Славянский эпос" до сих пор остаётся в тени других его знаменитых произведений. Альфонс Муха прославился благодаря своим театральным афишам, декорациям и рекламным плакатам. Наиболее узнаваемые образы художника - прекрасные эстетские женщины с цветочными нимбами. Они расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. В таком же стиле были созданы красочные графические серии "Времена года", "Цветы", "Деревья", "Месяцы", "Звёзды", "Искусства", "Драгоценные камни", которые до сих пор тиражируются в виде постеров. Плакат к первой выставке "Славянский эпос" 1928 года хранится в музее Альфонса Мухи в Праге, для него художнику позировала дочь Ярослава.
Славянский эпос, 1928
Источники:
http://www.prague.eu/ru/https://artchive.ru/