Проникновение на российский рынок ведущих мировых фирм - производителей ударных инструментов кардинально изменило всю материальную часть российского барабанного пространства. Пространство это наконец-то наполнилось человеческими звуками. И хотя известный афоризм гласит, что «звук рождается в голове у музыканта», юный барабанщик, начинающий свой путь, играя на инструментах, не выдерживающих никакой критики, оказывается в очень затруднительном положении. Ведь он просто не имеет возможности осознать, какой именно звук должен родиться в его голове, - он никогда в жизни и не слышал этого звука. Поэтому наличие достойного, профессионального инструмента у музыканта любого уровня есть вещь крайне необходимая для процесса самосовершенствования. Ну, а каковы же перспективы нашего барабанного пространства?
Опять Шатуновский: «Перспективы, на самом деле, очень туманные…»
Несмотря на пессимистические настроения в некоторых барабанных кругах, я возьму на себя смелость утверждать, что перспективы эти если не совершенно радужные, то, по меньшей мере, весьма и весьма обнадеживающие. Посудите сами, в стране уже появляются исполнители, вплотную приближающиеся к уровню мировых стандартов. Барабанные шоу, пусть не многочисленные, но проходящие в Москве на постоянной основе, дают возможность лучшим из нас играть для довольно широкой (по узким барабанным меркам) аудитории. И, я надеюсь, шоу этих будет все больше и больше. Интерес к игре на барабанах у молодежи очень и очень высокий. И все вышеперечисленные факторы будут и впредь стимулировать тех, кто решил для себя, что барабаны - дело стоящее. Несколько более туманно выглядят перспективы профессионального применения всего того, что денно и нощно изучают пытливые барабанные умы. С работой в стране, сами знаете, каково. Но рынок постоянно меняется. Меняется под воздействием различных факторов. Так почему бы не попробовать воздействовать на него изнутри?! Грядущая (и уже идущая) интеграция российского барабанного пространства в мировое создаст условия для появления у нас барабанщиков мирового уровня. А с этим фактором рынок уже не сможет не считаться. И тогда-то… Я не хочу казаться наивным мечтателем, но, сдается мне, что, в конце концов, так оно и будет. Вот увидите.
Наше крошечное русское барабанное пространство с одной стороны является частью мирового глобального драмминга как искусства, а с другой - ничтожной составляющей того, что именуется свободным рынком. В России этот рынок возник лет десять тому назад и представляет собой ярчайшее явление современной действительности. Мне он представляется в виде пены на гребне волны беспредельного капитализма, в одночасье обосновавшегося на территории бывшего Союза и очень органично соединившегося с обломками почившей в бозе социалистической системы. Брошенное на произвол судьбы плановое хозяйство сменили свободные рыночные отношения, ставшие вещью в себе. Они совершенно не нуждаются ни в промышленном производстве, ни в сельском хозяйстве. Рынок абсолютно самодостаточен. Он сам себя регулирует, сам себя обеспечивает... Невиданный рост цен на энергоносители дал нам как стране с солидными нефтяными запасами эфемерное благополучие в виде шальных нефтедолларов, посыпавшихся на головы обезумевших от радости магнатов. Этот денежный дождь выпал и на нас из облаков, образовавшихся в финансовой атмосфере, оросив уродливый атавизм, называемый рынком, дав возможность миллионам людей в разной степени благополучно существовать, ничего при этом не производя. Деньги, уже давно ставшие товаром, укрепили свое положение, создав иллюзию того, что мир более не нуждается ни в чем, кроме них. Но все до поры до времени. Сегодня мы это ясно видим и даже чувствуем на своей шкуре. Накрывший мир финансовый кризис поставил под сомнение незыблемый постулат о саморегуляции рынка. Глобальная финансовая пирамида рухнула, как только в ее стене образовалась брешь в виде американских банков, отказавшихся давать кредиты. И вот денежные потоки остановились, казавшаяся столь налаженной жизнь дала сбой, и мы вдруг увидели, что все, что составляло ее суть - лишь мыльный пузырь. А ведь именно под этот пузырь у нас в стране выстроилась целая система отношений между людьми. Появился новый мир со своими представлениями о добре и зле, со своим лексиконом, со своими понятиями о чести, со своим бытом, стилем жизни. Романтический образ преуспевающего менеджера стал ориентиром для молодежи. Появилось понятие «корпоративной этики», которое, пройдя через горнило дикого российского капитализма, в значительной мере потеряло свой первоначальный смысл. Смысл, который был вложен в него цивилизованным западным обществом, несмотря на ничуть не меньшую алчность, сохранившим культуру взаимоотношений между участниками свободного рынка. Здешняя корпоративная этика смотрит на многое сквозь пальцы. Никому доселе не ведомые способы ведения бизнеса органично вписались в остатки системы социалистических ценностей, основанной на старом принципе «ты мне - я тебе».
Лексикон современного участника бизнес сообщества заслуживает отдельного внимания: это совершенно уникальный набор английских слов, значение которых людям, их использующим, до конца не ясно, в сочетании с продуктом тотального лингвистического бескультурья, удивительно быстро поразившего страну Пушкина и Чехова. Кроме того, русский бизнесмен провозгласил на всю страну новые морально-этические нормы, базирующиеся на цинично-прагматичном подходе к делу. Соображения необходимости и нужности стали основополагающими в отношениях внутри делового сообщества. При этом вся старинная галантерейная обходительность больше никому не интересна. По сути, отношения низведены на животный уровень. Уж не знаю, как сегодня любят... Процесс очень естественный. Мы всего лишь старательно подражаем тем, кто волею судеб взобрался на самую вершину демократии. Взобрался и, оглядевшись, понял, что совершенно свободен в принятии решений, что никому не обязан объяснять мотивы собственного поведения, не должен отвечать на вопросы тех, кто назойливо пытается узнать хоть что-то о том, каковы наши перспективы. Понял, что можно просто никого не замечать и неуклонно следовать собственным приземленным целям. Эти незатейливые аморальные принципы пришлись ко двору и у демократов рангом пониже. И так вплоть до простых смертных, которые эти принципы воплощают на автомобильных дорогах и в быту многоквартирных домов.
Теперь негодующий читатель барабанного журнала с раздражением скажет: «А мы-то здесь при чем?» А при том, что, во-первых, вся наша барабанная работа, подобно работе крестьянской, совершенно сезонна (всем известны, например, периоды активности в шоу бизнесе, связанные с национальными праздниками, а у оркестрантов - простои из-за «межсезонья», т. е. лета, и т. п.). И во-вторых, она еще напрямую зависит от экономической ситуации в стране, так как в конечном итоге мы призваны развлекать народ, причем за деньги - а люди могут позволить себе тратиться на развлечения, только если они хорошо зарабатывают. И еще: игра на ударных инструментах имеет сторону вполне материальную по той простой причине, что мы играем на дорогостоящих громоздких инструментах, которые поступают к нам из-за границы.
К счастью, отечественная промышленность далека от идеи производства ударных. Музыканты старшего поколения знают, чем заканчивались попытки делать барабаны в СССР. Так вот, этот микрорынок, рынок торговли ударными инструментами, тоже является частью нашего российского барабанного пространства. И музыкант может или не может позволить себе приобрести все необходимое для работы, в зависимости от состояния этого рынка, читай - от цен на инструментарий. Это тоже важно.
Наконец, чтобы завершить описание картины современного российского барабанного пространства, следует упомянуть и средства массовой информации, так или иначе освещающие наши скромные барабанные процессы. Здесь все очень и очень незатейливо. Тем не менее, что-то уже есть. И Back Beat, осмелюсь утверждать, находится в авангарде барабанной жизни. Еще осмелюсь утверждать, что барабанный журнал, как и само исполнительство на ударных - дело творческое. Но, как это с незапамятных времен заведено в мире, творческая единица - журнал и творческая единица - музыкант просто обязаны вступить в отношения с материальным миром, какими бы антагонистическими эти отношения ни были. Для музыканта мир этот состоит из заработной платы, которую он получает от работодателя, и из торговца инструментами, которому он так или иначе часть этих денег отнесет, чтобы купить инструменты и расходные материалы (у нас это палки и пластики). А для журнала - это, прежде всего, деньги, на которые он должен существовать, издаваться. К сожалению, ни музыканты-барабанщики (за редчайшим исключением), ни барабанные издания никогда не становились объектом вложения спонсорских денег и не получали дотаций от государства. Это вполне естественное положение вещей. Как говорится, невелики птицы. Во всем мире наш брат приговорен к тому, чтобы выживать собственными силами. Вот Back Beat и выживает. Судя по довольно единодушным отзывам, журнал пользуется спросом и уважением у барабанной общественности. Значит, он нужен! Нужен тем, кто, несмотря на кризис, по-прежнему болен ударными инструментами, кто трудится там, где еще можно трудиться, кто не променяет творческий запал музыканта на неспокойный мир чистогана, кто ставит нормальные человеческие отношения выше материальных благ... Хотя и они нашему брату сегодня ой как нужны... Идите к нам со своими радостями и проблемами, расскажите о нас своим друзьям. А Back Beat постарается правдиво рассказать вам о мире барабанов, в котором мы все вместе живем. Ну, вот. Остается только уповать на то, что тяжелые времена, как это неоднократно провозглашалось первыми лицами государства, помогут консолидации общества. Мы это относим и к российскому барабанному пространству, все составляющие которого, согласно глобальному замыслу, очень скоро начнут функционировать органично и согласованно на благо всем нам, участникам российского барабанного процесса.
Вот и начинают сбываться мои прогнозы. В одной из предыдущих колонок редактора, посвященных русскому барабанному пространству, я позволил себе помечтать, смоделировав ситуацию а-ля «Большие Васюки» из всем известного произведения И.Ильфа и Е.Петрова. Мечты касались, конечно же, развития барабанного дела у нас в стране. Несмотря на скептическое отношение к этому некоторых членов редакционной коллегии Back Beat, я позволил себе нарисовать вполне радужные перспективы барабанной России. И вот, не прошло и... , как к нам все просто-таки «ломанулись»! И когда! Когда все прогрессивное отечественное человечество уже практически отчалило в направлении дачных участков, дабы заняться весьма актуальным в наше кризисное время делом: выращиванием сельскохозяйственных культур, призванным в этом сезоне оградить население от излишних материальных затрат. Причем нынешним летом, похоже, эта прерогатива малообеспеченных заядлых дачников простирает свои коварные щупальца и на до недавнего времени вполне обеспеченных работников творческих профессий. По крайней мере, со мной об этом говорил один очень и очень известный человек, до того ни разу в жизни ни о чем подобном не думавший. Ну, да ладно. По какому-то загадочному стечению обстоятельств в конце мая и в июне к нам приехали сразу все. Сначала Джонни Рэбб (Johnny Rabb), потом Винни Эпписи (Vinnie Appice). Дальше - хуже: Томми Ли (Tommy Lee)! Кульминацией стал фестиваль тарелок Meinl, на который приехали тоже самые-самые... Читайте обо всем этом у нас в Back Beat!
Вдобавок появился еще и Портной (Mike Portnoy). И разные хорошие ребята играли на фестивале «Усадьба. Джаз». А потом и Бордин (Mike Bordin) пожаловал под конец месяца! В общем, все как с цепи сорвались. А нам только того и надо! Конечно, далеко не все из вышеперечисленных звезд барабанного небосклона снизошли до нашего скромного издания. Подозреваю, что иногда не сами музыканты игнорировали Back Beat, а, скорее, их пафосное окружение в лице отечественных промоутерских контор отказывало нам в аудиенции, не понимая всю важность узкоспециализированных изданий и выдвигая абсолютно нереальные требования - вроде того, что претендующий на интервью должен располагать сайтом с посещением не менее 10000 хитов в день! Абсурд! Столько барабанщиков вообще не бывает!
Теперь серьезно. Начало этого лета (2009 год - прим.ред.) дало мощнейший стимул для активизации процесса самосовершенствования наших барабанщиков. Мы надеемся, что этим воспользуются все, кому этим воспользоваться необходимо. Со своей стороны Back Beat сделал все возможное, чтобы о происшедшем узнали не только те, кому довелось наблюдать вышеупомянутые события живьем, но и те, кто по разным причинам не был их свидетелем. Именно поэтому в восьмом номере Back Beat структура журнала претерпела значительные изменения. Мной было принято волевое решение отказаться от наших привычных рубрик (кроме, конечно, колонки редактора) и присвоить этому выпуску статус «звездного». Что, как вы понимаете, абсолютно соответствует действительности. И еще. Думаю, что большинству наших читателей знакомо эпохальное произведение Чака Берри (Chuck Berry) под названием “Rock and Roll Music”, известное, прежде всего, по исполнению группой THE BEATLES. Так вот, недавно, крутя педали велотренажера с наушниками в ушах, я в тысячу... не знаю какой раз услышал эту песню по радио. И вдруг... вдруг я расслышал в первом же куплете: Just let me hear some of that rock'n'roll music Any old way you choose it It's got a BACKBEAT you can't lose it* Any old time you use it Это же про нас! Как они узнали?! Ну, впрочем, не важно. Просто пришлось принять еще одно волевое решение. Но сначала о том, что эта английская фраза означает. Я имею в виду третью строчку, где беззастенчиво используется название нашего журнала. А значит она следующее: в рок-н-ролле есть вторая и четвертая доли, и не дай бог в них не попасть! Ну, чем не слоган для нашего журнала?! Итак, отныне на обложке: Вот такие у нас новшества. Надеемся, что Вам, дорогой читатель, будет интересно. И не забывайте, что на журнал уже можно подписаться!
Конечно же, барабаны - инструмент в высшей степени сексуальный. А то, как же еще! Возьмите хоть героя нашего предыдущего номера Майка Террану (Mike Terrana). Он вот уже не один десяток лет просто-таки кричит об этом на весь мир! Прямо со сцены: я, мол, самый сексуальный барабанщик в мире! И ведь не врет! Он своей игрой способен воодушевить любую даму (даже Тарью Турунен - прим.ред). Ну, по крайней мере, мне так кажется. Хотя сам Террана придерживается совсем другого мнения. Он-то как раз считает, что никому мы со своими палками и ирокезами не нужны. Спорно...
Хочу признаться, что, будучи еще шестнадцатилетним мальчишкой, я работал на танцах в ДК Апрелевского завода грампластинок и там почувствовал вкус к фантастическим результатам воздействия нашего искрометного искусства на женский пол. Конечно, справедливости ради, надо признать, что те, кто в далекие семидесятые стоял впереди с гитарами, были всегда в более выгодном положении: девки ближе... Потом, они еще и пели... Но я тоже не был обделен вниманием прекрасного пола. В первый же день работы, после первого же сета, я продирался сквозь толпу изрядно заправленных по моде того времени дешевым портвейном урлаганов, чтобы попасть в комнату, где хранилась аппаратура и где мы проводили перерывы между «отделениями». По дороге меня то и дело похлопывали по плечу со словами: «Молодец, парень! Нормально бьешь!» Я с опаской продолжал свой путь, пока, наконец, не достиг заветной двери, которая неожиданно оказалась приваленной телом перебравшей девушки. Она просто счастливо спала, сидя на полу, совершенно перекрыв проход. Эта неожиданная ситуация меня весьма озадачила: кругом бродили угрюмые парни, от которых можно было ожидать всего, чего угодно. И я не знал, как быть. Отодвинуть ее в сторону? Упадет, а кто-нибудь из аборигенов сочтет это за грубость, и тогда... Я стоял в раздумье.
Избавление пришло само собой в образе крепко выпившего поклонника моего таланта. Еще раз подтвердив, что я пришелся ко двору, что местное население признало непрошеного московского гостя, он взглянул на злополучную девушку и спросил: «Че, мешает?» Я, замявшись, пробурчал в ответ что-то типа: «Ну... Гм...» Но тот, не дослушав, просто пнул ее ногой. Девушка завалилась на бок, так и не проснувшись, а я благополучно обрел доступ к двери. Я сразу усвоил этот урок. Усвоил, как проще относиться к особам женского пола определенной категории. Это совершенно противоречило всему моему предыдущему воспитанию. Дело в том, что воспитывала меня, в основном, бабушка, получившая образование еще в дореволюционной России в институте благородных девиц. А тут такое!
Да... Тут уж не до рассуждений о том, что Зевс разрезал пополам двуполых наглых андрогинов, и теперь эти половинки бродят по Земле в поисках друг друга. Ну, чтобы создать семью. Наверняка и барабанщики тоже бродят. Да, конечно! Чем мы хуже других? Но я специально начал с «низких истин», памятуя о литературном творении знаменитого режиссера Андрея Кончаловского. Потому что жизнь творческого человека - это совершенно отдельная история. История, в которой на взаимоотношениях мужчины и женщины, как правило, лежит печать изрядного цинизма. Именно поэтому актеры, музыканты, художники так часто несчастливы в личной жизни. Раннее знакомство со всеми прелестями беспорядочных половых связей, обилие возможностей для постоянного обновления сексуального меню на гастролях, трепетные поклонницы, взирающие на нашего брата с неподдельным восхищением... Все это, без сомнения, далеко не положительно влияет на моральный облик в том числе и исполнителя на ударных инструментах. Конечно, многое еще в значительной степени зависит от жанра, в котором творит барабанный художник. Женские прелести доступны, прежде всего, исполнителям рока. Ну, и поп музыки тоже. А уж потом всяким там джазменам и симфонистам. Один знаменитый джазовый барабанщик говаривал: «Почему-то вокруг джаза все время крутятся какие-то страшные телки!» И это нормально! Кому нужны заумные импровизации? Хорошие бабы любят песни!
А если серьезно, то барабанщики тоже люди. Они тоже стремятся создавать нормальные семьи. Думаю, в этом направлении мы за последнее десятилетие продвинулись довольно значительно. Посудите сами: каким вы представляете себе образ барабанщика шестидесятых-семидесятых? Думаю, что не ошибусь, если скажу, что это, скорее всего, неумытый, вечно пьяный свободный человек, для которого игра в рок группе - вовсе не работа, не способ получения денег... Это образ жизни. Стиль жизни, если хотите. Свободная любовь - альтернатива семейным ценностям, косяк на съемной хате - стремлению к благополучной жизни... А сегодня? Сегодня барабанщик из хорошей команды живет в собственном доме, воспитывает детей в элитной школе, ведет здоровый образ жизни. Да и как не вести? Современный уровень исполнительского мастерства не оставляет нам никаких шансов! Времена Джона Бонэма (John Bonham) далеко позади. Бесшабашная гульба, столь милая сердцу нашего брата, становится явлением все более редким. (Хотя кто знает...) Пить теперь в таких количествах не модно... (Ну... Тоже не факт.) Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что социальный статус современного исполнителя на ударных инструментах изменился кардинально. И в лучшую сторону. Я об этом говорю все время. А что же самые низкие истины? От них никуда не уйдешь. Тут никакой статус не поможет. Мы же все люди. Просто эти истины претерпевают всевозможные трансформации. Но они по-прежнему с нами.
Евгений Рябой, редакторская колонка журнала Backbeat #1-8, 2008-2009.