Мастер-класс 2012.02.01, часть 3

May 10, 2012 16:43



Виталий: Если коротенько по системе... Каким образом это все записано, и это чисто твоя система, или ты подсмотрел где-то когда-то?

А: - Так скажем, я был вынужден ее выработать, когда ко мне обратились Scrambled Defuncts. То, что сначала там считается до пяти, потом до трех двадцать четыре такта, невозможно снять на слух - четкая акцентировка в сильную долю редка, а загибать пальцы две минуты в темпе 240 и потом понимать, что ошибся, попросту неэффективно. Поэтому я с них стребовал миди, максимально упростил и снял партии оттуда.

Система обозначения была очень проста - первый рисунок это А, второй - В, и так далее. Бывало, что алфавит кончался раньше песни, и приходилось открывать второй счет - А1, В1… Запоминать в таком режиме нелегко, система требовала упрощения.

Один из фрагментов с рокочущей бочкой (дробью) выпал на латинскую букву R. Понравилось, запомнил. Далее, барабанный ритм я упростил до типов: медленный (ХС/2), средний (ХС), быстрый (ХСх2, или Тупа (Т), или Пату(П)), и долба (Д) (показывает). Аббревиатуру ХС я позаимствовал из вопроса Александра Маршала в Что? Где? Когда? - он сказал, в американской студии ему поднесли черную икру (очень мелкие ноты) вместо ожидаемых по русскому обычаю хлеба-соли (ХС, то есть крупных нот). По легенде, в советских студиях партии писались в общих чертах и отдавались на откуп музыканту потому, что за аранжировки надо было платить, а в американских уже уплочено, и поэтому партитуры были усеяны черным горохом в хаотическом (на первый взгляд) порядке. Звучать это должно было, по мысли композитора, офигенно, но сыграть это было невозможно. Видимо, таким образом его хотели отшить. Я запомнил словосочетание. Икра черная - это долба (если на малом с бочкой). ИЧ занимает больше места, чем буква Д, и не так намекает на партию.

И дальше я работал над тем, чтобы как можно компактнее это все записать. Соответственно, ХС или ХС/2 я писал везде, где этот размер встречался хоть в сколько-нибудь похожем виде, а остальное запоминал. То есть такая запись не буквальна, в отличие от нот, а «в общих чертах».

Если где-то сбивки, это называлось «вход», или «выход» - но «выход» на одну букву длиннее, и к тому же можно сократить до «вх». «П» - быстрый ритм, начинающийся с малого, «Т» - с бочки. Вот по такому принципу я это все и написал.

Можно такую систему перевести на любой шрифт включая язык фарси - главное, чтоб было понять, что играть и сколько раз.

Виталий: А что касается заполнений?

А: на мой автоматический вкус. Либо на автоматический вкус автора, если брейк как-то связан с тем, что играется в песне.

Виталий: А каким образом ты ИХ записываешь? Или все-таки запоминать приходится?

А: Если сбивка «точечная», приходится писать поударно. При этом рисовать палки с хвостиками (ноты) и рассматривать потом на концерте лист, лежащий на полу в темноте, тоже не в кайф - черт его разберет, какой там хвостик, и на какой нитке висит нотка! Приходится выходить из положения при помощи зрительной памяти. Заполни листочек структурой, смотри на него как минимум три часа репетиции, а то и не одной - и через какое-то время ты запомнишь его наизусть, хоть ночью разбуди. И тогда не столь важно, горит свет, не горит, есть листок внизу, нет его - ты помнишь, что там написано, как отче наш, благодаря зрительной памяти. Какое-то время, потом другой отче наш, потом третий… И так накапливается вот такое количество листочков (показывает), это самое ценное.

Виталий: Где тебе больше нравится работать - в студии, или на концертных площадках, и почему? Может, в студии светлее?

А: В студии больше приходится затрачиваться энергетически. Больше сил тратится на внимание, концентрацию. Когда я прихожу в студию, как правило, я пишу неотрепетированные вещи, ибо не было ни времени, ни возможности, ни желания их репетировать, а именно напряженное внимание и энергетическая отдача - то, что выматывает больше всего. С другой стороны, в студии мне тоже понравилось, хотя и не сразу - не указал в пресс-релизе, но у меня уже так или иначе больше 100 сессий, и сессии с 50-60-й мне уже начало нравиться. Первые записи, конечно, мне стыдно слышать, и если бы сейчас нашелся редкий экземпляр, я бы тут же утопил его в ближайшем пруду. Когда приходишь на студию и впервые слышишь слово «метроном», по-другому быть не может. Раньше с этим было более жестко. Сейчас пишись хоть под дудочку, и потом мастер (звукорежиссер) будет сидеть перед компом и думать, что именно ты хотел сказать (сыграть) и каким-то образом это выруливать.

Сейчас я уже привык к метроному путем постоянной практики, в основном, на репетициях и концертах. Правда, если играть под него слишком много, забываешь, как играть живьем (без него) - что на уши садится, то и в руки въедается.

В плане наработок было забавно - я занимался по подушечке и потом инстинктивно отстроил три своих малых разной толщины совершенно одинаково, различались только обертона. И так со всем остальным.

Есть упражнение «карандашик» - несильно бьешь карандашом о край стола, пытаясь попасть в сильную долю метронома. Когда попадаешь, удара не слышно. Хорошее упражнение, но если занимаешься им неделю, или две, без музыки, у тебя только карандашик в мозгу и звучит, и ты уже не играешь музыку, а попадаешь в карандашик (т.е. метроном). Тоже не в кайф, поэтому надо дозировать нагрузку.

Я занимался, играя под музыку. Не разбирал ноты и этюды, так как было не понятно, куда это все потом девать (прилагать к музыке)! Хорошо, когда руки перекрещиваются, а если барабаны стоят как-нибудь непривычно, и темнота кругом? Словом, играть этюды я всячески избегал. И даже в кружке барабанов я пытался попросить учителя сыграть мой этюд, и тут же бодро его за ним повторял. Он это быстро вычислил и сказал «память у тебя уже тренированная, хоть и непонятно, с чего, но ноты читать все равно надо».

Виталий: Мы затронули момент малых барабанов. Хочется перейти к расходным материалам - это палки, пластики на малом, которые ты используешь, и тарелки - я их тоже отношу к расходным материалам, потому что они любят трескаться, и, думаю, у тебя они трескаются особенно часто. Это связано не с твоей игрой, а огромным количеством концертов и репетиций. Что ты предпочитаешь, и почему ты выбираешь именно эти тарелки? Есть ли у тебя такое, что на «неважный» концерт ты вешаешь тарелки подешевле, либо везде вешаешь свое любимое, но дорогое? Как ты находишь компромисс?

А: В плане железа можно сказать, что я зажрался. Вот райд (Zildjian 20” Z Custom Power), можете на него посмотреть - он очень заслуженный, я играю на нем 10 лет, с шестигранной насечкой, и это главная причина, по которой я играю на Зилджане. Тарелки других фирм с ним не дружат.

Плюс к этому хэт - верхнюю тарелку я купил у Олега Милованова 7 лет назад, до сих пор держится, нижняя осталась от какого-то хэта. В итоге собрался Zildjian 13” K/A Custom, ну, а крэши служат три месяца и потом всё, на помойку. Или друзьям отдаю, или сам использую в качестве репетиционного железа.

Крэщи - Zildjian 17” A Custom Projection (купил, потому что простого А Кастом не было) и 16” A Custom. Дюймаж я выбрал опытным путем - был, например, крэш 19”, который везде лез, оставались огромные «хвосты», которые при выравнивании не хотели складываться. 18” тоже показался широко звучащим, а 17, как шумовая тарелка, в самый раз. 16” устраивает, как тарелка для коротких акцентов с прихватом, 15 дюймов маловата, 14 - еще меньше.

Давно перешел на хэты в 13 дюмов - 14 казался слишком «неуправляемым». Райд 20 дюймов у меня стоит всю жизнь, хотя для музыки легче металла не помешал бы райд потоньше и поменьше, тоже желательно Зилджан, чтобы он дружил с остальными тарелками (которые, в свою очередь, дружат с большим райдом и хэтом). И когда все завязано в такой большой узел под названием Zildjian, переходить на что-то другое не хочется.

Однако я пробовал - на записи Мелиссы использовал тарелку Alchemy 17” Professional, которая там же и сломалась. У нее был слишком «широкий» звук, так что пришлось ее даже заклеивать снизу скотчем. И все равно у нее был другой звук, выпадающий из общего ряда. И пусть времена меняются, а я играю, в основном, на A Custom - полумягкая серия, в отличие от слишком тонких K Custom или слишком вязких Z Custom, дающих даже некоторое запоздание (исключение - мой райд). Я пробовал в разное время и Paiste, и Sabian, но, коль скоро райд хорошо звучит, зачем искать что-то другое?

Виталий: Ты, когда покупаешь тарелки, берешь с собой в магазин райд или хэт для проверки совместимости?

А: Я их даже почти не слушаю. Это у меня уже пятый или шестой 16 A Custom, тип звука мне хорошо знаком, я слежу только, чтоб не было сколов. Все равно через три месяца на помойку… Не повезло сейчас, повезет со следующим.

Другое дело - малый барабан: вот он меня конкретно бесит! А чтоб его поменять, нужно много слушать - тон, совместимость с моим звукоизвлечением, много мелких нюансов… Сейчас пытаюсь купить новый барабан, пока не получается (через две недели получилось - пересел с Тамы на Pearl, аж два барабана появилось - 3х13 Piccolo и 5x14 Jimmy De Grasso, теперь пытаюсь задружиться с ними). Конкретно вот этот Тама Суперстар (5х14) - рабочая лошадка. Купил его пять лет назад, чтоб не было жалко, за 200 долларов, и он будет работать и дальше, но меня его звук уже не устраивает. В студии, как ни странно, звук малого не имеет особого значения, потому что он потом все равно обрабатывается, подкладывается, и там можно сделать все, что хочешь, и всего, чего хочешь, а вот на концерте, бывает, он конкретно раздражает!

Опять же, очень раздражают меня пластики Ремо. Играл года четыре на Эвансах, а здесь вот попалось такое сочетание…

Виталий: Какие конкретно модели?

А: Затрудняюсь сказать (Evans Genera HD, Evans Power center и Evans Genera Dry - прим.авт.). Просто мне нравится, как звучит. A вот недавно приехал в магазин, нужен был пластик, Эванса не было, купил Remo Ambassador - во времена моей молодости, помню, звучал хорошо. (Вздыхает) ужасно звучит… Раздражает не меньше, чем малый. Правда, это мое мнение на данный момент - может быть, на другом барабане, в другом помещении… Я уже купил Эванс, но поменять пока жаба душит. Пусть лучше я этот пробью от злости, а потом уже будет другой.

Палочки… Я недавно пришел к тому, что не мешало бы иметь палочки разных диаметров и производителей (а также деревьев - прим. авт.), не только дубовые и толстые (как обычно), а на все случаи жизни (с тех пор «случаи жизни» (музыкальной), в основном, тяжелые, как и палки - прим.авт.). Это продлилось месяца три-четыре, пока я не сломал все типы, которые у меня были, и купил снова дубовые 5В Pro-Mark или Tama - для меня они равноценны. Нравятся продолговатые головки - круглыми один раз продавил дырку в пластике, больше не играю такими.

Педали: с 2001-го года 10 лет проиграл на DW - сначала на 5000 шесть лет, потом на 9000 четыре года… Но вот недавно Денис Александрович (Den Sain, Stigmatic Chorus) подарил мне Axis Longboard - радикально другое ощущение при игре, но ноги так же забиваются, и лично мне пока играть на нем не намного легче. Играть смотря что - если быстрые вещи, то на Эксисе ноги не так устают, и легче стартовать; если темп медленнее 180, хочу добиться от него такого же давления, как от тяжелого DW, начинаю колотить сильнее, и ноги забиваются от лишнего перенапряжения. Датчики тоже есть, спасибо Денису Александровичу, моему спонсору (аплодисменты), но датчики тоже спасение не всегда, не везде и не со всеми, ибо играть, например, Iron Maiden с датчиками нелепо.

Я очень рад, что у меня есть сейчас два разностилевых кардана - один для средних темпов, другой для быстрых. Когда надо играть мощно, беру с собой DW, когда строчить - беру Эксис и модуль (Alesis D4), и сумка получается в два раза тяжелее.
Виталий: Какой модуль используешь?

А: Alesis D4, потому что я видел его у всех поляков, которые приезжали - и у Дарека (Daray Brzozovski, Vader, Dimmu Borgir, Vesania), и у Сташека (Stanislaw Milyanovicz, Hate), и у Инферно (Behemoth). Педали могут быть разные, например, сейчас они все пересели на Czarcie Kopyta, потому что у них есть производитель во Вроцлаве, который под них эти педали настраивает. Раньше они играли на Axis и пользовались только Alesis D4.

Я пробовал Alesis DM5, не нашел с ним общего языка, уже не говоря о более навороченных модулях. А у Alesis D4 я сразу нашел дурацкий пластиковый звук бочки, который висит на ушах уже 20 лет (а этот модуль у меня 1991 года выпуска) - и сразу стал фирмовым барабанщиком!

Виталий: Слышал ли ты что-либо про такую приблуду, как TrigMic?

А: Ответ из серии «не слышал, но отношусь отрицательно». Признаю, был неправ, особенно, когда потаскал в турах лишних пару-тройку килограммов. Иначе говоря, отличная вещь, места занимает мало, весит и того меньше, батарейки куплю.

Из полезных комментариев:

В туре вожу с собой тройник. Как правило, у каждого есть сдохший за дорогу телефон, камера, фотоаппарат, ноутбук, а розетка в гримерке, либо на сцене бывает и одна! В итоге вместо праздничной очистки мозгов путем прогулки по городу приходится стоять в очереди на подзарядку. Словом, берите в дорогу тройники!

Виталий: К сожалению, у нас осталось немного времени. Очень интересная беседа, думаю, не только мне…

А: Спасибо, я могу трепаться долго... (смех в зале, реплика «Мы еще наслушаемся»). Это вы в туре наслушаетесь, ибо я закален Тройным угаром - там мы треплемся 24 часа в сутки, перебивая радиоДэна - если никто не треплется, работает он (смех в зале).

Это симпатичные издержки… Вот как-то я стал переводить унылую песню группы Тиамат. Все их песни, начиная с 94-го года, можно начинать с фразы «ночь, я вышел на крыльцо, косяк кончился, и думаю о следующем…» (смех в зале). Можно днем, можно утром - главное, чтоб косяк кончился, и наступило время для космического повествования. Так вот, я перевел одну из их песен, как «Говенный голос»:

- У меня такой ужасный голос, простите, что я для вас пою, ну и далее по контексту.

Виталий: Есть веселая группа Grave, где много всего веселого и хорошего переводится…

А: …Можно переводить даже не по созвучию, а просто по настроению (песни). Тоже было забавно (смеется), мы ехали как-то с Фростером по Украине (летом 2012 с Путем Солнца), играла металкоровая группа, у которой вокалист был постоянно чем-то недоволен, и мы начали придумывать ему концепцию альбома (ехать-то далеко!): например, пришел он в супермаркет, купил тухлое мясо, «почему тухлое мясо?» - это припев. - «Мясо! Ту-хло-е!» (смех в зале)

Здесь можно экспериментировать… Потом (вторая песня) пришел менеджер магазина, сказал «мясо тухлое, потому что ты козел!» (припев второй песни). Третья песня, по задумке, инструментал, хорошо бы назвать «Сунул я ему в репу», четвертая - «Лежу я в лазарете…», потом еще наросло, и сами не заметили, как приехали.

Потом еще была песня про метеоризм - она понравилась всем, кроме Дэна, потому что он пил литрами пиво Арсенальное, и отчаянно грешил на картошку фри, два ломтика которой он съел третьего дня (смех в зале). Это было очень весело, мы глумились над ним без перерыва дня четыре (смеется), и в конце концов выразили все это в песне со скромным названием (как любит Алекс из Ashen Light) «Я пержу весь день и грущу всю ночь» (смех в зале). В скобках можно указать, потому что я неудачник, например. В принципе, эту тему тоже можно развивать на протяжении нескольких альбомов…

Я собирался сыграть песню Возмездие, то есть возмездить вам за то, что вы пришли, но вовремя вспомнил: когда учил несколько песен Stigmatic Chorus к последнему концерту, может, от стрессу, может, от набухшей памяти стал придумывать концепции для будущих альбомов Стигматик Хорус. Вряд ли они пригодятся…

Есть песня Ночь после казни, и еще я учил Последний призрак. Ночь после казни - уже смешное название, ибо непонятно, от имени кого ведется повествование - казненного (дико не в кайф быть без башки!) или палача (чото устал я сегодня, уже и бухло не помогает…)?

Den Sain: - И того, и другого…

А: Ладно, роли могут быть разные… Вот есть песни Ночь после казни, Инцест и Возмездие. Остановимся на последнем - тема благодатная!

Итак, концепция «ночь перед возмездием» - потирание рук перед микрофоном и злорадное хихиканье, все-таки 30 лет позади, граф Монте-Кристо жаждет обнять свою первую жертву.

Потом Возмездие длиной 6 минут 57 секунд, не забывая потирать руки и возмещать по мере необходимости. Возмездие, видимо, днем, так как уже есть Ночь перед возмездием, и нельзя терять времени - и так уже 30 лет прошло!

И, в заключение триптиха, Ночь после возмездия - как минимум, восемь часов концептуального богатырского храпа и мозоли на потертых руках крупным планом. Это сразу можно издавать, как минимум, на трех коллекционных дисках, либо сливать одним мп3-треком на торренты, чтоб гикнулся чей-нибудь трафик…

Потом возьмем песни Последний призрак и Деньги, на которую снят клип. Можно произвести гибрид Последние деньги, которые, в соответствии с концепцией, должны кончиться на съемках одноименного клипа. Также можно сказать, что Деньги - это приквел песни Последние деньги, в которой Последний призрак как раз за ними охотится.

Также я решил объединить песни Клонирование и Ведьма в Мелирование ведьмы - ведьма же черная (смех в зале), надо побелить (инициировать обряд возвращения в девственную чистоту - или на Болотную площадь).

Темы можно развивать… Опять же, песня Инцест длится 4 минуты 54 секунды, я считаю, мало! (смех в зале) Некоторым, правда, и трех минут хватает - посмотрите на радиоэфиры. Радиоформат - тоже не просто так, надо переключаться…

Такими вот темами и телегами жизнь полнится, много случается разного всякого. Вот я не зря взял список своих групп, потому что почти про каждую из этого списка мелким почерком я могу много чего рассказать, но на это ни у кого не хватит ни времени, ни сил, ни даже туров, ибо туровые мои товарищи выслушали максимум 1/10 часть историй, которые могут прийти мне в голову.

Мирон (Путь Солнца, тур-менеджер Тройного угара): Копи истории к туру!

А: Коплю, вот с Лысыми съездим, будут истории… Когда ездили с ДиАнно два года назад, там тоже были забавные истории про вай-фай в степях Украины… На его вопрос мы могли только показать пальцем вперед - где-то там, как в анекдоте про орла. Был еще орел-естествоиспытать, как Йохан Эдлунд из Тиамата, поведавший миру, сидя на скале в одиночестве, мудрость веков:

- Налево посмотришь - скалы…

- Направо посмотришь -скалы…

- В попу себя клюнешь - больно… (смех в зале)

Здесь главное начать, а закончить всегда можно с приездом в следующий город, потому что только за разговором можно забыть, что у тебя болят колени и спина. Еще вопросы?

Ну, что же - тогда я поставлю одну песню, но не «Бухла налей» (Изморозь), потому что вы ее услышите в будущих турах, а другую песню, где нет барабанов - и вокала там тоже нет, что также очень приятно!

Название говорить не буду, а написал ее Jim Matheos, гитарист группы Fates Warning, и надеюсь, это послужит хорошим аутро к сегодняшнему вечеру. Всем спасибо, что пришли, спасибо тем, кто смотрел, спасибо тем, кто еще посмотрит… Блин, слетела! Но вот…

[песня Pisqataquq, Jim Matheos “Away With Words” 1999, соло на басу Michael Manring]

Всем спасибо, все свободны!

Виталий: Ребята, давайте поаплодируем - Андрей Ищенко, интереснейший человек, собеседник, барабанщик (аплодисменты). Здоровья тебе, терпения, много работы интересной, и до новых встреч!

Ребят, не расходимся, потому что вас ждут еще призы.

Андрюш, можно тебя отвлечь? У нас есть три подарочных набора, скажи, пожалуйста, кому мы их вручим сегодня?

А: Главный - Денису Александровичу на обогрев собственной базы. Дальше - вот человеку, спасибо за вопрос. И тебе - спасибо за выкрики, я слышал.

Спасибо, Виталий и Антон, что пригласили. И самое главное спасибо - моей жене, с которой вместе мы растим наших сыновей (аплодисменты), это мой главный вдохновитель, тыл и надежная опора, спасибо!

Юля Ищенко: Спасибо, что пришли сегодня к Андрею! Я очень рада, когда его любят зрители, и, хотя он в этом никогда не признается, это все ради вас, кто с той стороны сцены, он играет музыку (аплодисменты).

Виталий: Да, ребят, еще небольшая, но очень важная информация - магазин Бластбит переехал в новое большое помещение, он наконец-то превращается в самый настоящий драм-шоп. Надеемся в скором будущем поднять его на мировой уровень, будем к этому стремиться. Находится он теперь в двух минутах ходьбы от метро Савеловская, точное расположение указано на сайте и соцресурсах магазина Бластбит. Всем спасибо еще раз, кто пришел, кто смотрел выступление Андрея в интернете - до новых встреч, друзья! (аплодисменты)

Конец.

мастер-класс, барабаны

Previous post Next post
Up