У меня развитие шло так - сначала, как полагается металлическому подростку, я слушал только металл. Потом я попал в End Zone, и там мне сделали промывку мозгов (в хорошем смысле - прим.авт.) - давался диск, мол, прослушай. Можешь ничего не говорить, только в следующий раз скажешь, понравилось, или нет. Потом говорить перестали, но я уже крючок заглотил, стал ездить на Горбушку, искал джазроковые, фьюжн-проекты, играл под них дома сам для себя. Одно время играл под любое радио - нужно было изучить контекст. Понятно, что и там, и там (в джаз-роке и радио-формате - прим. авт.) набор (приемов - прим. авт.) небольшой, но когда для разных стилей набор разный, это дает большой плюс (развивает - прим. авт.). И в итоге, когда играешь в понедельник брутал-дэт, во вторник ска-панк, в среду джаз-рок или джаз со щетками в четверг, а, скажем, в пятницу обычный рок, в субботу еще что-нибудь... В итоге в понедельник приходишь к брутал-дэту, как огурец (со свежими мозгами - прим. Авт.), и он тебе не может надоесть. Со всеми остальными стилями то же самое. Когда в чем-то одном не замыкаешься, скучно не бывает!
То же самое с группами. У всех материал разный, разные контексты... И опять же - одно дело слушать музыку, и другое ее играть. Когда играешь, решается много задач, помимо музыки - во-первых, соответствие меня (партии ударных - прим. Авт.) структуре (песни), во-вторых, чтобы людям, с которыми я играю, было понятно, что я играю. Значит, надо упростить партии, но так, чтоб это было не банально. (В-третьих - прим. Авт.) если концерт, и в зале зрители, хорошо, чтобы и они что-нибудь поняли... И когда день за днем решаешь эти задачи с разными людьми, и скучать некогда, и думать особо не надо - и так уже все придумано (партии барабанов - прим. Авт.) - и играешь, как я играю. На самом деле, ничего сложного нет.
Было забавно: я сегодня запостил на фейсбуке статистику за январь - работал с 14-ю группами, 17 репетиций, 10 концертов, 4 записи, две из них по одной песне, в третьей пять песен, в четвертой - девять. Две группы из 14-ти просто прислали по песне, я их записал в один день, не репетировал с ними, просто подобрал партии, но группы (и записи - прим. авт.), как крестик, можно учитывать. И Леша Дохов из Seducer's Embrace написал, смотри, не лопни от перенапряжения, но я и не напрягался - выучил песню, пришел, записал, вот и все!
Данил Галимзянов: Андрей, а есть в наших командах, группах, в которых ты играл, команда, которая оказала на тебя самое большое влияние, участвовала в твоем становлении, как музыканта, вывела тебя на новый уровень?
Андрей: они все до первых 50-ти (про пятьдесят шутка - прим. Авт.) так или иначе выводили меня на новый уровень, и потом тоже были. В каждой группе было что-то такое... Интересное.
В первые группы я приходил слабым звеном, а потом так получалось, что я уходил на повышение. Я не хотел изначально придти, чтоб уйти - просто так получалось, что я перерастал их, вынимал из них всю информацию, которую они могли мне дать - естественно, в музыкальном плане. В свое время мощным толчком для меня было то, что взяли в End Zone. Буквально через две недели после «взятия» я играл уже большой концерт в Горбушке перед U.D.O. - был 1998-й год, было очень почетно, чуть сердце не лопнуло от ответственности, плюс была такая фраза «не посрамить страну». К такому я тогда был не готов (морально - прим. Авт.). Это сейчас я свою страну люблю, и готов не то, чтоб посрамлять - прославлять! И не вижу в этом ничего зазорного, а тогда было 18 лет (21 - прим. авт.), и сразу «страна», а я вчера еще играл в обычных клубах для обычных людей, которым было на меня плевать, и это было нелегко выдержать (имеется в виду, «не посрамить...» - прим. Авт.), но выдержал. А когда выдержал - окреп, плечи развернул, правда, группа быстро играть перестала, но меня уже было не остановить! И потом получилось, что в Catharsis меня взяли именно из-за End Zone - они обращались отдельно к Олегу Мишину, отдельно ко мне, мы с Мишиным хорошо общались и общаемся до сих пор, я ему недавно три песни записал, и получилось, что нас взяли в группу, которая добросовестно считает, что обо мне знают благодаря ей. В принципе, она права. Но работу я получал не благодаря ей, а вопреки - когда я там работал (в Catharsis - прим. Авт.), все были уверены, что я настолько занят, что и продохнуть некогда, а у нас была одна репетиция в неделю, и, дай Бог, два концерта в месяц. Максимальный тур, в который мы съездили, был 6 дней (Крылья-тур-2005, 7 дней, 6 концертов - прим. Авт.), и это было один раз за четыре года (2002-2005 - прим. Авт.). Когда мы писали «Имаго», мы не давали концертов, просто репетировали каждое воскресенье в течение полугода. За полгода мы сделали альбом - Мишин приносил идеи, мы их обделывали (на самом деле, Мишин приносил готовые песни, а мы их разучивали, немного адаптируя партии под себя - прим. Авт.). Группа собралась в январе 2002-го, а уже в июле я записал барабаны (7-8 июля - прим. Авт.). А концерты... Альбом вышел в октябре, а первый концерт у нас был в ноябре (7-го ноября в Эстакаде - прим. Авт.) 2002-го года, и то их было очень немного. Как может показаться, мне все время везло, но, как говорил один мой шеф, «везет не бывает, работать надо». Каждый раз перед тем, как группе появиться в моей судьбе и сделать там что-то хорошее, я сначала должен был ее захотеть - не именно ее, хотя в случае с Босхом (Hieronymus Bosch - прим. Авт.) так и получилось. Я дома много играл под их альбом 1995-го года (The Human Abstract - прим. Авт.), был с ними знаком еще тогда. Играть под него довольно легко, и в то же время он держит в тонусе, и поэтому, когда группа снова собралась, и меня пригласили на прослушивание, я сыграл все сразу, и для меня это было совсем не трудно.
Точно так же, хотя и немножко по-другому (надеюсь, ирония понятна! - прим. Авт.), было, когда я играл под группу Vader - 1995-й год, очень рекомендую фанатам брутала, хотя они и без меня с ним знакомы, называется De Profundis. Очень хороший свежий альбом.
Я под него играл, и где-то через год поступило предложение от Scrambled Defuncts, я поначалу не понял, что за фигня, просил Vader, а тут совсем другое, и только поиграв подольше, когда материал уже улегся в голове, я увидел в Scrambled Defuncts немножко усложненный Vader. Чтобы не быть голословным, я сыграю песню, которую за последние сутки я послушал, наверное, раза три (и 16 раз сыграл на концертах - прим.авт.) - а так я ее не играл пять лет. Последний концерт был (в Тюмени - прим.авт.) в 2006-м году. Я попытаюсь ее для вас сыграть, и... Хотя нет - мозни руками нужно будет держать попозже!
Итак, группа Scrambled Defuncts, песня написана в 2001-м, выпущена в 2005-м на альбоме Hackled in gore, называется Slashing of the mummified. Надеюсь доехать до конца безболезненно. Ну, и принимаются аплодисменты в сторону группы (аплодисменты). [Время 1 час, 16 минут, 00 секунд]
https://youtu.be/ANjaw4EUOSw <звучит песня>
(аплодисменты).
Виталий: - С таким вдохновением сыграл, наверное, очень соскучился по песне!
(реплика - барабанщик молодец!)
Андрей: - Спасибо, я слышу. У меня уши не только музыку слушают (смеется).
Это та самая песня, которую я всем приводил в пример, как образец сложности кусков, построения и скорости (ломает палку). Фишка выходит из стоп-тайма и приходит в стоп-тайм. Может, вы ее сейчас не опознали, потому что у обычного (неподготовленного - прим.авт.) слушателя рак мозга случается уже на второй минуте.
(Реплика - мы подготовленные!) Спасибо, тогда специально для подготовленных любителей рок-музыки рассказываю секрет (Полишинеля - прим.авт.). Рифф АВС повторяется четыре полных круга. А - два такта по четыре четверти, долба, считается два раза до четырех. В - три такта по три четверти. С - такой же фрагмент, как А, но длиннее на одну четверть, считается раз-два-три-четыре-раз-два-три-четыре-пять, играется так же. Считать надо в темпе 240 бпм. Раз-два-три-четыре... и так четыре круга. При этом нужно еще играть и давать понять, где группа находится. Если ошибаешься, все летят в тартарары. Хотя, конечно, не все - группа продолжает играть, ты, краснея, подстраиваешься... Было и такое, но не в этой песне, в других.
Самое сложное, как выяснилось - двойной счет, то есть надо еще считать проведения, или круги. Пошел на второй круг - в мозгу зажглась красная цифирка «2», не мешая основному счету... Самое сложное было, в итоге, не уйти на пятый круг.
В основном, мы учили материал дома, песни написаны в компьютере, соответственно, приходить на репетицию, не выучив песню, бессмысленно - и выучили хорошо, было четыре репетиции перед первым концертом, всего я сыграл с ними 16 концертов за четыре года, и был рекордный год 2004-й, когда за год мы дали четыре концерта, а на репетицию собирались всего один раз. Песни уже выучены, значит, можно расслабиться, попинать друг друга - в общем, развлекались, как могли.
Перейдем к делам тяжким нынешним. Группа Grace Disgraced, которая тоже слышала группы Death и Scrambled Defuncts - может, мне кажется, потому что в Grace Disgraced я всего полтора года, а Scrambled Defuncts был давно - дается мне тяжелее, чем SD. Мне кажется, играть эту музыку легче, а слушать сложнее. Мы долго репетируем, много и медленно. Мой дебют с ними был на сцене Metal Heads Mission-X (2010 год), когда в тени было 40 градусов, а на и все 50, солнце светило прямо на сцену, пластик, так сказать, кипел и пожарился у нас под ногами, барабаны были раскаленные, как и седло... Первую песню я играл, как обычно, пофиг на жару, а потом, не знаю, как остальные, а я просто выживал. Потом спускался со сцены ползком, искал тень и показывал пальцем, как Волк из Ну, погоди - пить, пить... Было тяжко.
Приглашаю на сцену гитариста Александра Клапцова (крики - давай, Санек, давай, Андрюх!), и сейчас мы исполним песню, тщательно разобранную и отобранную, написанную Александром - она еще не записана, будет только на следующем альбоме. Для этой песни я не снимал партии, написанные ранее, а придумал свои, так что моя песня по барабанам и моя тоже. Называется она Venustus Caedas - уже не так, да? Пусть это будет рабочее название.
<Звучит песня Grace Disgraced =Venustus caedas=>
(аплодисменты).
Александр Клапцов, группа Grace Disgraced!
Я, наверно, первый, кто сказал это название на сцене нормальным голосом. Обычно - извини, Полина! - говорят, (пищит) следующая наша группа (рычит) Grace Disgraced - и всем всё сразу понятно. По этому поводу я хотел вспомнить группу Merlin - мы давно знакомы, хотя и шапочно - была такая забавная история. (Рычит) «привет, дэтстера!». Играли, естественно, брутал-дэт скоростной. (Рычит) «следующая наша вещь...» про маньяка, который убил и искалечил 10 тысяч невинных жертв, закопал их в землю, потом выкопал, съел живьем, похоронил остатки, поплакал, выкопал остатки, съел их и закопал снова - и так 10 тысяч раз (аплодисменты). Причем он был один, без помощи лопаты (показывает песню). Извините, это была песня про другого маньяка, а вот следующая песня... (смеется). Вообще, веселая группа, хорошие люди... Там играл ныне покойный Коля Быков - Коля? Да, Коля. Путаю с Толей Быковым, который олигарх, но я с ним не знаком (рискованная шутка - прим.авт.), а с Колей мы пересекались. У него были эбонитовые палочки, на которые мы постоянно сыпали пыль, чтобы она мешала ему играть - пыль ведь затрудняет бластбиты (еще шутка - прим.авт.). Он, когда играл бластбиты, начинал их с центра барабана, а к концу концерта кружок для битья переезжал у него к краю малого (показывает). Все понимали, что Коля трудится, потеет...
Если кто-нибудь что-нибудь хочет спросить, пока я отдыхаю, я готов выслушать.
Мелентий: - Вопрос по поводу тренировок дома. Ты озвучил, что много занимался дома, разучивал партии... На чем ты занимался тогда, на чем занимаешься сейчас, и занимаешься ли?
Андрей: Сейчас я уже не занимаюсь и перестал это делать году в 2003-м, когда устал быть безработным и пошел на работу. Весь 2003-й год я доблестно занимался таким образом - у меня была подушечка с песком, к ней меня приучил мой учитель, к сожалению, покойный, Дмитрий Степанович Коробов, у которого я занимался больше 20 лет назад. В поселке Сокол он вел кружок барабанщиков, не столько славный своей дидактической ценностью, или, скажем, нотными сюрпризами, хотя ноты мы тоже проходили, сколько атмосферой, это мне очень нравилось. Не нравилось, когда капают, мол, нужно завтра установить мировой рекорд, даже если ноги порвутся и разлетятся в разные стороны - тут такого не было. Мы играли в таком ненапряжном режиме, в том числе, и на подушке с песком - у нее очень плохой отскок, практически нет совсем, и я с самого начала долбил по барабанам, как по подушечке (не рассчитывая на отскок - прим.авт.), это было очень ценно. Плюс она маленькая, можно положить в карман. Джинсы, конечно, перекосятся, но на хорошее дело не жалко. Подушечку с песком я везде с собой таскал, а потом для занятий дома привернул кардан шурупами к толстой фанере, поставил на ножки, чтоб педали не стучали прямо в пол, а для колотушек привернул шурупами толстую доску, а в месте удара примотал скотчем кусок поролона. Получился негромкий шлепок, что выгодно отличало меня от барабанщика, который тренируется [дома] в полной амуниции и не глушит железо, чтобы слышала даже бедная старушка на первом этаже, которая уже 10 лет не может заснуть - это, конечно, антигуманно. Я, занимаясь, старался не шуметь, и все равно приходила соседка снизу, грозила костылем в окно, говорила, что купит мне такие же (шутка - прим.авт.), а потом я пошел работать, чтоб было на что покупать костыли (смеется). И с тех пор у меня не получается заниматься, потому что я года полтора работал курьером - и так бегаешь целый день, потом еще идешь на репетицию, я репетировал тогда с Мортем (скорее, с Босхами - прим.авт.), с Catharsis, плюс меня трудоустроили в группу Серебряный Рубль (начало 2004-го - прим.авт.), играл там блюзы, были концерты, очень интересные по-своему, но они тоже случались, отнимали вечера, и любое свободное время я использовал, чтобы отлежаться, никуда не ходить, ничего не делать, не бить в барабаны, не вставать на ноги, и т.д. И с тех пор такой образ жизни привил мне стойкую антипатию к занятиям - может быть, я выработал свои 7 тысяч часов упорных занятий, по методике Геннадия Турецкого, тренера пловцов (в том числе, олимпийского чемпиона-2000 Александра Попова, на самом деле 10 тысяч часов интенсивной работы (
http://summer.sport-express.ru/aquatics/reviews/17577/, Спорт-экспресс от 4 ноября 2011 г.).
Цитата:
Елена Вайцеховская:
- Накануне встречи с вами я прочитала интервью знаменитого американского тренера Дэйва Сало, где он говорит, что вообще не является сторонником больших объемов работы. Где же истина?
Геннадий Турецкий:
- В Америке пловцы к 18 годам успевают набрать порядка десяти тысяч часов тренировочной работы. После того, как этот фундамент заложен, можно плавать намного меньше.
ЕВ:
Почему именно 10 000?
ГТ:
Еще в советские времена специалисты рассчитывали, сколько времени должен тренироваться пловец, чтобы выйти на уровень мастера спорта. Получалось, что человек должен проплыть на тренировках семь тысяч километров. Это примерно и есть 10 тысяч часов работы или чуть меньше. Знаю, что такая цифра существует не только в спорте, но и в музыке, в балете. Это - некий минимум профессиональной работы, чтобы на ее основе подготовить артиста-виртуоза. В том, что касается спорта, большое значение еще имеет соотношение тренировок и соревнований. Когда соревнований достаточно, профессиональный рост идет быстрее.
Андрей: - Это методика еще советской школы пловцов, когда вот ты наработай 7 тысяч часов, и можешь больше вообще никогда не репетировать [тренироваться], потому что репетировать уже будет некогда, как мне, например. С тех пор нет времени даже просто прогнать песни, которые я сегодня играю - вот, Scrambled Defuncts я не играл на барабанах пять лет, и ничего не изменилось - я точно так же лажаю, как и в старые добрые времена (смеется).
Дэн: - Андрей, у меня есть еще один вопрос...
А: путевка, считай, уже твоя!
Дэн: - Благодарю. У меня на студию ходит много начинающих групп, репетировать, и частенько замечаю, приходит пионеры [начинающие музыканты], это всегда ценно, они могут стать великими...
А: - Не сразу, естественно.
Дэн: - Да, не сразу, пройдут годы... Смысл в том, что я замечаю, что группа, там... Так, я сегодня буду барабанщиком, постучал чего-то. Потом - нет, сегодня буду гитаристом. Потом приходит через полгода - раз, уже повзрослел, взял, например, басуху...
А: - Лучше вокал тогда, меньше всего таскать.
Дэн: - Ничего подобного, Андрей! (смеется). Ты же видел - приходится много таскать...
А: - Дэн, это же ты! (смех в зале) Ты один из лучших.
Дэн: - Так вот, к чему я это все говорил - у тебя был такой момент Х? Как у детей, вот хочу быть космонавтом...
А: - Момент Y.
Дэн: - ...А не просто так решение - ну что ж, барабанщик? Мне просто интересно, в каком году это началось, и что тебя толкнуло?
А: - Я готов к ответу. Это случилось ранним утром «(в субботу) 5-го апреля 1989 года сырой рассветною порой» ((с) Пушкин «Александр Невский»), а какая дата может быть менее яркой? То есть это, фактически, красный день календаря, когда я пришел на день рождения к однокласснику, и он сказал, есть тут барабанный кружок, пойдем со мной, потренируемся. Мы пришли, потом он ушел, а я остался, и вот до сих пор я здесь (за барабанами - прим.авт.). До этого я пытался стать пловцом, но вовремя понял, ничего хорошего из этого не выйдет для меня. Точно таким же был вольным борцом, и даже провел две схватки на соревнованиях - одну проиграл за 29 секунду, другую за 59 - рос! (смех в зале). То есть я сдавался не сразу, но быстро. Потом я еще был велосипедистом и псевдо-футболистом, потому что у нас в классе была сборная, которая всех рвала и метала преимущественно со счетом 1:0 с пенальти на последней минуте, и потом, когда я уже осознал, что мне нравятся музыканты, я начал рисовать их на деревянных линейках - они все были изрисованы мистическими фигурами с загадочными инструментами. Как правило, это были барабаны. Я вовремя понял, что на барабанах не нужно издавать нот, а просто сидеть вдали - авось, кирпич не долетит. Это мне очень понравилось! И, опять же, чем дальше в старость, тем больше я убеждаюсь в собственной правоте - когда ты стоишь перед сценой (можно за сценой, можно в гримерке), а перед тобой всего один человек, ужасно пьяный, петь ему в лицо совсем не весело. А здесь ты сидишь, можешь в листочки посмотреть, поиграть сам для себя, получить много удовольствия, ну и потом... Если случаются в группе девушки (хмыкает), всякое бывает.
Дэн: - Ну, и еще один от меня, прощу прощения, я сегодня любопытный. Мне вот интересно - а ты не пробовал другой инструмент?
А: - Думаю, я уже ответил на твой вопрос - пробовал, неудачно. Например, на гитаре я могу сыграть начало песни Nothing Else Matters, потому, что там не нужно левой рукой ничего зажимать. Потом, может быть, нужно, но дальше я не доучил.
Как-то раз я пришел в гости к Роме Сенькину, бас-гитаристу End Zone, Scrambled Defuncts, он там играет, пишет песни замечательные - а ему тогда как раз принесли из ремонта безладовый бас, он сказал, на вот тебе бас, поиграй, сейчас я соберусь, и ушел в комнату. Я посмотрел, повозил пальцем - так и не понял, что с ним делать.
На пианино меня учили играть Чижик-пыжик - тоже, как легко догадаться, неудачно. В итоге я нашел место, где можно громко играть и затыкать уши наушниками Koss The Plug, которые я купил за 700 рублей в переходе метро Преображенская площадь - всем рекомендую туда наведаться, а можно и в любое другое метро, наушники там ничуть не хуже (смех в зале). Звук, конечно, тупая середина, зато вся звуковая картина песни видна, как на ладони. Перед этим я покупал другие Koss, у них были ужасные низы, а малый ухал так, как я никогда в жизни не слышал, а голос пел будто в длинную трубу, часто его и вовсе не было слышно. Поэтому сейчас я счастлив! Обратите внимание на форму счастья (показывает).
Вопрос: - Андрей, вот те люди, у которых ты учился играть, они, наверно, разноплановую музыку играли - от экстремального металла и заканчивая попсой... Вопрос такой - на твоем месте был Тим Иванов, у него была такая мысль, что нужно у всех барабанщиков вообще, то есть если барабанщик хороший, не важно, в какой стиле он играет. Ты как думаешь?
А: - Я согласен, абсолютно. И, даже более того, были откровенно плохие барабанщики, которые записали хорошие альбомы. Конечно, понятно это не сразу, а свежим ухом, когда переслушиваешь их лет через десять, но, тем не менее, мышление даже у лоха может быть интересным - это факт. Уже не говоря о больших мастерах, которые мыслят уже не мыслями, а опытом, который даже ценнее, чем мысли.
Хотел сказать, я очень люблю группу Fates Warning - не всё, конечно, но барабанщик Mark Zonder очень мне нравится, мышление просто фантастическое, нестандартное - в этом главная ценность. Еще очень нравится альбом Arch-Matheos (Sympathetic Resonance, 2011), на котором играет Bobby Jarzombek - тоже феноменальный мастер. Spastic Ink - это нечто, там рак мозга получаю даже я на пятой секунде, не говоря о Scrambled Defuncts и прочих смертных - то есть ничего не понятно, но понятно, что круто. При этом он играет еще в Halford, ездит сейчас с Sebastian Bach (Skid Row) - то есть тоже специалист широкого профиля. И вот чем мне интересно было послушать Arch-Matheos. Arch - вокалист Fates Warning до 1988-го года, и понятно, мышление там уже несколько олд-скульно-прог-роковое, хотя прог-рок это немного другое, и при этом чувство меры и чувство вкуса всех участников группы в аранжировках, в барабанах... Пусть он делает это именно так, а почему?
Исходя из своего опыта, знаю - если ты приходишь на студию не с готовой партией, а с фантазией и умением принести туда что-то новое, то перед тобой фактически чистый лист. Исходя из общих требований, ты тем не менее приносишь что-то свое, свой способ мышления, и мне сейчас интересно, как такие вот матерые мастера заполняют свои чистые листы. При этом они знают структуру песни, знают гитарные фишки, во что им играть, ключевые места басовых партий знают - но все равно то, что они играют от себя, вне контекста, плюс чувство меры - это очень ценно для меня сейчас.
Я как-то раз озаботился составить список барабанщиков, которые на меня повлияли - можно даже без имен, если слышал песню по радио, пусть даже это будет драм-машина, лишь бы в партии были какие-то интересные вещи - и за 2-3 дня я набрал порядка 200 имен. При этом ни на ком конкретно я не застревал - изучал каждого барабанщика, будь то Майк Портной, Бадди Рич, Джин Крупа, Деннис Чемберс, Стив Гэдд, словом, все ключевые мастера, изучал манеру до тех пор, пока она не станет понятна. Пусть я так не смогу - меня зовут по-другому, другое воспитание, другая музыка играла у меня в ушах с самого детства - все другое, это понятно, но с манерой я знаком.
Единственный случай (застревания), который я могу вспомнить - альбом Korn «Follow The Leader» 1998, я его слушал в марте 99-го, и три недели не мог слушать вообще ничего другого, просто заболел этим альбомом. Прошло три недели - слушать не могу, все ноты знаю, информацию получил. Информация была очень яркая, но бывает по-разному. Бывает, что до некоторых барабанщиков дозреваешь через несколько лет. Здесь важен именно набор информации. Информацию - да, нужно набирать. И еще с информацией надо работать!
Как именно с ней надо работать, я расскажу через песню, которая - пусть я не ставил себе такой цели - исполнила мою мечту сыграть с Andy La Rocque. Этим летом [2011] я благодаря группе Melissa увидел его второй раз. Сейчас я записал барабаны за полтора дня против двух дней на запись и одного на отстройку с Босхами (в 2007-м). С одной стороны, музыка была проще, и песен меньше, с другой, работать с таким мастером всегда приятно, и в отличие от Босха - Вова Лейвиман говорил, что Босх это четыре человека, и альбом группы Босх пишут четыре человека, приглашенных лиц быть не должно, пусть даже это сам Andy La Rocque. Первый раз пришлось обломаться, зато второй раз я своего не упустил - Ла Рок сыграл соло к двум песням, одно фрагментарно, а другое от начала до конца - вот как раз эту песню я сейчас хочу исполнить. Плюс к этому - с группой Melissa я репетировал до записи раза четыре, и вот эту песню, и еще одну (Dual Personality) мы написали совместно. Естественно, по форме эти песни были готовы, но мысли там мои, поэтому я эту песню могу исполнить без зазрения совести. Сейчас она немножко порычит, а на 19-й секунде начнется ад!
(аплодисменты)
Виталий Мелентий: - Шикарная вещица!
А: - Там еще есть хорошие песни. Особенно мне понравились песни, которые сыграл не я, а Snowy Shaw. Вроде бы, ничего особенного, но очень «вкусно». Сначала взгрустнулось, потом повеселело. Ведь кто бы что ни говорил, главное, иметь морковку перед носом - некий мотивирующий фактор, который помогает двигаться вперед. И когда такой мотивирующий фактор появляется в лице человека, который играет лучше на всем том же самом, что и ты, это бодрит!
Когда такого фактора нет, начинаешь волей-неволей бронзоветь, засыпать на концертах во время игры, и нужно себя каким-то образом будить. Ругань «просыпайся, на тебя люди смотрят, стыдно» быстро перестает действовать, все равно потом спишь, и ничего не помогает. А вот чужой пример очень хорошо мотивирует - настолько мотивирует, что когда я четыре дня назад играл три концерта за вечер - час с Трупоедами, 40 минут с Мелиссой и потом еще 40 минут в Кризисе Жанра играл брит-поп с October Sun - давний знакомый звукорежиссер Саркванаар (много рулил Босхов), я играл с перерывом на Seducer's Embrace с его работой, сказал, такое впечатление, что с твоими группами играли разные драммеры. Может, это и есть роль той самой морковки, а, может, дело во мне, ибо вкладываться нужно в каждую группу, каждый концерт, позволить себе халявить я не могу, и раньше позволял себе это крайне редко. Ведь как бывает - устал, сил нету, болезни... Болезни - это постоянно, потому что в тур когда едешь, например, пять-шесть концертов подряд, первый концерт все бодрые, а потом в соплях. Тонус это, конечно, снижает, но преодоление трудностей тоже есть хорошо.
Я обещал рассказать про структуру. Покажу вот листочек - пусть его видно не всем, но поверьте, что на этом листочке записано шесть песен общей длиной в полчаса. Если писать все то же самое нотами, это было бы листочков 10-15. Плюс в нотах если есть повтор, это пишется очень мелко, и сами ноты очень мелкие - понятно, что на концерте все не высмотришь. А кричать «зажгите свет, сволочи, я не могу играть без свет!» довольно глупо. На концертах света нет, и нужно знать заранее, что здесь написано, и желательно не только на первой странице, а и на всех остальных тоже.
Был такой трагикомический случай, когда группа, с которой я работал, очень простой материал - у меня семь песен занимали один лист формата А4 - работала с другим драммером, он взял у них гпшки (ноты в guitar pro - прим.авт.), распечатал ноты, получилось 15 листов, потому что темпы приличные. А в нотах же не написано, долба 16 тактов, там строчка за строчкой... И вот они вышли на сцену, пора играть, они говорят ему - давай счет. Он дал счет, подул вентилятор, все листы упали и смешались в кашу, в общем, это был эпик фэйл. Я честно пишу все сам и поэтому помню, что здесь написано, и могу на ощупь сориентироваться. Ну, а счет того концерта был 2:5 не в пользу барабанщика.
Во избежание таких вещей я выработал такую вот крайне простую систему. Все говорили, что это очень сложно, до Олега Ховрина, который сразу разобрался с цифрами и спросил только, что обозначают буквы. Цифры обозначают количество тактов, можно считать до четырех, можно до восьми - главное, чтоб было понятно автору, то есть мне. Иногда здесь записаны неправильные партии, когда я сначала посчитал неправильно, обратили внимание, я поставил здесь галочку и помню, что конкретно здесь не так. А посмотрит другой человек - сразу скажет (возмущенно) здесь ошибка! И вот играет группа, творится некий угар, и вдруг ни с того, ни с сего встает барабанщик с листком - здесь ошибка! Или «зажгите прожектор, я ни фига не понимаю». Конечно, это забавно и заслуживает аплодисментов (аплодисменты). Спасибо, это не я, я так никогда не делал! Хотя, кто знает, может, надо в порядке эксперимента... Или внезапно посреди песни встать, взорваться - что за херню ты играешь! Сколько можно, соберись, тряпка! Особенно, если сам ошибся, действует безотказно.