Спортивное зрелище в мире капитализма

Jul 16, 2018 20:50


в продолжение этих тем -
https://ckychnovosti.livejournal.com/933537.html
https://ckychnovosti.livejournal.com/930867.html


Почему  социолог Г. Эдвардс назвал профессиональный спорт новым «опиумом для народных масс» ?
--------------------------------------
На что в культурном ядре надо прежде всего воздействовать для установления (или подрыва) гегемонии? Вовсе не на теории противника, говорит Грамши. Надо воздействовать на обыденное сознание, повседневные, «маленькие» мысли среднего человека. И самый эффективный способ воздействия - неустанное повторение одних и тех же утверждений, чтобы к ним привыкли и стали принимать не разумом, а на веру. И он обращал внимание на церковь, которая поддерживает религиозные убеждения посредством непрестанного повторения молитв и обрядов.
.
Сам Грамши прекрасно отдавал себе отчет, что за обыденное сознание должны бороться как силы, защищающие свою гегемонию, так и революционные силы. И те, и другие имеют шанс на успех, ибо культурное ядро и обыденное сознание не только консервативны, но и изменчивы. Та часть обыденного сознания, которую Грамши назвал «здравый смысл» (стихийная философия трудящихся), открыта для восприятия коммунистических идей. Здесь - источник «освободительной гегемонии». Если же речь идет о буржуазии, стремящейся сохранить или установить свою гегемонию, то ей важно этот здравый смысл нейтрализовать или подавлять, внедряя в сознание фантастические мифы.
Важное условие гегемонии в гражданском (буржуазном) обществе - его стандартизация и сегментация. Здесь требуется сохранять "атомизацию", индивидуализацию людей, но в то же время соединять "сегменты" общества связями, не приводящими к органическому единству - связями, безопасными для гегемонии. Как показали исследования по методологии Грамши, эффективным средством для этого стал в США спорт. Он порождал такие символы и образы, которые связывали мягкими, ни к какому социальному единству не ведущими связями самые разные сегменты общества - от негритянского дна до буржуазной элиты. Спорт создавал особый срез общей массовой культуры и обыденного сознания.
.
С.Г . Кара-Мурза "Манипуляция сознанием"
==================
В 30-х годах, сразу же после «великой депрессии», в США значительно оживилось развитие "профессионального спорта". Тогда же в этой стране начало осуществляться спортивное радиовещание. И хотя первые радиотрансляции спортивных матчей, а также соревнований по боксу относятся к 1920-1921 гг., именно в конце 30-х годов эти передачи стали приобретать регулярный и массовый характер.
.
Буржуазная пропаганда стала придавать спорту исключительное значение, а буржуазный спорт возведен в ранг «национальной страсти». Начавшееся в 60-х годах активное вторжение телевидения в спорт и спорта в телевидение качественным образом расширило идеологические и пропагандистские возможности спорта. Из года в год увеличивалось количество часов отводившихся спорту в общем объеме телевремени национальных телекомпаний. А в 80е гг. объем всех спортивных телепередач в крупнейших городах США составлял более 16 тыс. часов в год и более 350 млн. зрителей ежегодно посещали различные спортивные мероприятия.
.
В предисловии к книге «Спорт и международные отношения» ее авторы Б. Лоу, Д. Кейнин и А. Стренк писали, что отныне спортивных зрителей следует рассматривать, как «политический феномен». Иными словами, спортивному телевидению были приданы определенные идеологические и пропагандистские функции по навязыванию и закреплению в массовом сознании господствующих в капиталистическом обществе социальных, политических и моральных ценностей. А социолог Г. Эдвардс назвал профессиональный спорт новым «опиумом для народных масс».
.
То, что буржуазный спорт стал значимой частью системы монополистического капитализма и частью буржуазной корпоративной этики явствует хотя бы из того, что в 80е гг. около половины билетов на игры профессиональных команд различных спортивных лиг покупались различными фирмами и корпорациями. При чем средства на посещения спортивных мероприятий выделялись и из федеральной казны в размере миллионов долларов. И это не случайно. Ведь никакое другое зрелище не создает столь сильной иллюзии личного участия и эмоционального накала, как спорт.



.
Одним из самых важных факторов, влияющих на посещаемость спортивных соревнований, является стоимость билетов. И в большинстве своем владельцы команд это прекрасно понимали. Если цены на театральные билеты в стране в 80е гг. поднялись почти в 5 раз, то на игры профессиональных команд в различных видах спорта немногим более чем в 2 раза.
Стадионы явились как бы символом и зеркальным отражением существующего классового порядка. Для «высшего света» - отдельные ложи и боксы, плата за аренду которых достигает огромных сумм, сектора в центре - для среднего класса, а для «низов» - места на галерке стоимостью в несколько долларов.
.
Вряд ли кто будет оспаривать тот факт, что спорт может способствовать формированию и развитию черт, облагораживающих личность, таких, как дружба, честность, справедливость, верность товарищам по команде, взаимопонимание и сотрудничество, уважение к противнику, правда, лишь до тех пор, пока в спорте человеческие ценности преобладают над коммерческими. Но как раз это-то позитивное начало и утратил буржуазный спорт. И благодаря таким качествам, как стремление побольше и скорее заработать, безграничному индивидуализму, агрессивности и жестокости, огромным необоснованным суммам, которые пришли в эту сферу, он стал тем, чем он является сегодня. Спортсмены перестали гнушаться даже самим подлыми методами для достижения результата. Трансляции спортивных передач стали целенаправленно использоваться для идеологической обработки многомиллионной телеаудитории. Спорт в обществе монополистического капитализма уже не служит цели раскрыть красоту человека, его духовные и физические возможности. Профессиональный спорт перестал быть средством нравственного и эстетического воспитания. Его определяющими характеристиками явились главные черты капиталистического бизнеса, и в первую очередь стремление к достижению прибылей.
.
Социологическая по своему характеру пропаганда образа жизни известных спортсменов, несомненно, оказывает огромное влияние на жизненную ориентацию и поведение значительной массы людей, и в первою очередь молодежи. Американский журналиста М. Уилбон считал, что «спортсмены являются продуктом системы, которая внушает им, что они особые люди». С помощью спортсменов крупный капитал в массовом сознании культивируют образ «сильной личности, умеющей победить соперника в условиях жестокой борьбы». И лишь время от времени на страницах буржуазных газет и журналов появлялись и появляются очерки с реальным обликом известных спортсменов, в которых не только ощущается глубокое недовольство нормами их поведения и морали, но и угадывается желание показать их в истинном свете: подчас недалекие и неприятные в общении люди, фанатики, интересующиеся только своими доходами, нередко с психическими и физическими аномалиями после завершения карьеры и т.д. Но такие материалы - редкость даже для печати, не говоря уж о телевидении.
.
В статье, озаглавленной «Спорт: созданные средствами массовой информации представления и действительность», редактор журнала «Инсайд спортс» Дж. Уолш писал: «Читатели и зрители растут, привыкнув смотреть на спорт как на мир мечты, фантазии, населенный героями. Зрители игнорируют повседневную действительность спорта, потому что по крайней мере подсознательно они не хотят разрушать свои мифы.» В США в ряде американских школ было проведено интересное исследование. Детям был задан один и тот же вопрос: «Чем бы вы хотели отличаться?», на который половина молодежи ответили, что они хотели бы стать спортивными «звездами», и лишь треть - отличниками учебы. В этой связи показательно то, что если в 80е гг. в США в среднем около 70% поступивших заканчивали университеты, то среди спортсменов этот показатель был гораздо ниже - всего 49%. Например, с 1975 по 1980 г. только 42,9% футболистов, обучавшихся в университетах страны, получили диплом об их окончании.



.
Спорт стал способом прикрытия социальных и экономических проблем в стране, когда граждане о спорте говорят больше, чем об экономике или политике. Как отмечал спортивный журналист Р. Липсайт, «наблюдение за ходом соревнований стало инструментом, влияющим на национальную психику... ». «Страшно подумать, но в сущности трансляция спортивного мероприятия - это единственное, что объединяет американцев, единственное, что у них есть общего друг с другом», - утверждал американский писатель Г. Видал.
.

В условиях обострения социально-классовых противоречий, эрозии буржуазной идеологии и морали правящие круги США и буржуазные средства массовой информации использовали спорт для того, чтобы поднять "дух нации", как «объединитель нации» и с его же помощью разжигали национальные и расовые антагонизмы, чтобы отвлечь внимание людей от насущных социальных, экономических и политических проблем.
.
Многие считают, что роль спортивных комментаторов заключается в простой констатации происходящих на спортивной арене событий. В действительности, однако, комментарий активно влияет на характер и направленность зрительского восприятия. Спортивный телекомментарий в его наиболее характерном для буржуазного телевидения виде отличается следующими особенностями: эмоциональностью, экспрессивностью и гиперболизацией, сенсационностью и драматизмом. Социологи П. Комиски, Дж. Браянт и Д. Зиллман, занимавшиеся анализом спортивного комментария, подчеркивали, что «роль современного спортивного комментатора расширилась за счет того, что на него возложена задача драматизировать события, возбуждать чувство беспокойства, поддерживать напряженность и создавать у зрителей ощущение сопричастности чему-то важному». Следует подчеркнуть и то, что в подготовке передачи и комментария к ней обязательно участвуют директор и режиссер спортивной программы. Кроме того, на характер комментария влияют и другие факторы. «Мы куплены спонсорами и владельцами клубов»,- откровенно признавался известный телекомментатор Г. Коселл.
.
Уже в 80е гг. немаловажную роль в оценке комментария играла система контроля, довлеющая над спортивными комментаторами в США. Над ними осуществлялся весьма строгий двоякий контроль: с одной стороны, директор, режиссер программы и владельцы телекомпаний, с другой - спонсоры, рекламодатели, владельцы команд, руководители лиг и спортивных организаций. Время от времени этот контролирующий орган использовал свое право «вето» на привлечение к комментаторской деятельности не угодивших ему специалистов. Так, например, в 1980 г. комментатору Дж. Лэмпли была поставлена в упрек «излишняя рассудочность» его репортажей.
.
Конкретные приемы и средства, применяемые в программах спортивного телевидения, различны- от скрытых форм апологии «своего образа жизни», изоляции зрителей от реального мира, переключения внимания общественности с основных вопросов на второстепенные до открытого разжигания той или иной пропагандистской кампании. И на протяжении всей истории буржуазного спортивного телевидения едва ли не центральное место в арсенале приемов идеолого-пропагандистского воздействия занимали и продолжают занимать такие, которые имеют четко выраженную политическую направленность. К их числу следует отнести трансляцию церемоний представления спортивных кумиров в правительственных учреждениях и других официальных организациях, использование популярности известных спортсменов в специальных телепередачах во время избирательных кампаний, демонстрацию посещений политиками тех или иных спортивных соревнований, организацию телефонных звонков политиками спортсменам с поздравлениями, а также проведение различных политических акций во время крупных спортивных соревнований и т.д.
.
источник - https://vk.com/wall-524993_953245

дрессировка быдла, управление сознанием, спорт, господство, хлеба и зрелищ

Previous post Next post
Up