В космической саге «Основание» Айзек Азимов предсказал что цивилизация, опирающаяся на манипулирование эмоциями, не будет нуждаться в сложной техносфере.
«Оснований» или, точнее, фондов у Азимова два. Одно «основание» представляет собой цивилизацию создателей машин, установившую господство над всей галактикой. Другое, тайное «основание» писатель поместил в примитивный земледельческий мир, откуда мастера психоистории проникают в умы «технарей», направляя их действия к своей выгоде.
«Технари» даже не подозревают, что на протяжении всей их истории решения вместо них принимали психоисторики, прячущиеся за чужими подконтрольными им умами. Что в их космических кораблях незримо присутствуют деятели неизвестного им второго «основания».
Книги этого цикла публиковались, начиная с 1953 года, а в 1959 году случились два события, которые никто тогда не связывал с фантастикой, но которые полностью подтвердили прогноз американского фантаста.
В том году СССР и США решили обменяться символами веры.
29 июня 1959 г. в Нью-Йорке открылась выставка советских достижений. Под достижениями советская религия подразумевала создание новых машин, так как это была вера именно в машину.
Американцы увидели макеты трех советских спутников, последнюю ступень космической ракеты, изготовленную в натуральную величину, макеты атомных электростанций, атомного ледокола "Ленин" и самого большого в мире синхрофазотрона. Узнали о широком применении изотопов в советской технике, медицине, биологии и сельском хозяйстве...
Всё это оставило жителей второго «основания» равнодушными.
Ещё тридцатью годами ранее, в 1929 году влиятельный журналист Уолтер Липпман и успешный рекламщик Эдвард Бернейс начали превращать американцев в «постоянно движущиеся машины счастья», манипулируя их потребительскими эмоциями, провоцируя желание покупать все новые и новые продукты.
В работе «Общественное мнение» Липпман утверждает, что познавательные возможности человека ограничены. Человек не может знать все, быть абсолютно информированным, так как окружающая среда слишком сложное и изменчивое образование. Преодолевая разнообразие мира, человек систематизирует знание о нём в фикциях, стереотипах, элементах псевдосреды, с помощью которых человек приспосабливается к своему окружению. Человек, принимая решения, реагирует не на реальность, как она есть, а на псевдосреду, на комплекс стереотипов.
Научиться формировать эту псевдосреду, научиться создавать стереотипы массового сознания, означало получить контроль над поведением масс. Поскольку поведение человека в любом случае иррационально, задачей элит является контроль этого поведения к своей выгоде при помощи средств воздействия на стереотипы масс.
Новая американская религия не требовала, чтобы товары удовлетворяли какие-то действительные потребности масс.
Вместо этого звезды массовой культуры должны были навязывать товары, возможно, и не нужные, но связанные явно или неявно с сексуальными желаниями и получившие одобрение «ученых», роли которых также исполняли актеры Голливуда.
Американцы, пришедшие посмотреть на советскую выставку в 1959 году, не были глупыми людьми. Но они не увидели того, что ожидали увидеть на выставке: прекрасных новых товаров, возбуждающих сексуальный аппетит, которые они могли бы купить по доступной цене.
Причем же тут «изотопы»?
В 1959 году Америка уже не ставила перед собой цели познания мира. Хэппикратия, бесконечное производство счастья по доступной цене, и власть его производителей над умами потребителей во всем мире - вот отныне американский идеал.
Когда в том же году эта американская религия была презентована советским людям на выставке в Сокольниках, она имела феноменальный успех.
Только в день открытия 25 июля 1959 г. на американской выставке побывали 75 тысяч человек, а за 6 недель ее посетили 3 млн. человек.
Американцы - участники выставки вспоминали, что они были завалены вопросами советских людей: «Сколько получает ваш отец?», «Как у вас женятся люди?», «Какие фильмы вы смотрите?» Несколько сотен тысяч журналов, брошюр и книг об Америке были разобраны в первые дни выставки. Печатную продукцию пришлось прибивать гвоздями к стене, но к вечеру гости отрывали и эти экземпляры. За время работы выставки американцы испекли около 20 тысяч тортов и пирогов и накормили ими посетителей.
Оказалось, что советская техника воздействия на массовое сознание не только не способна обратиться к народам капиталистических стран с тем же успехом, что в 1920-е и 1930-е гг., но проиграла битву и за эмоции советских людей «каким-то» туфлям на шпильках и посудомоечным машинам.
Первое «основание» смогло прожить еще тридцать лет, окруженное стальной военной стеной, а, с другой стороны, вынужденно копируя достижения нового капитализма, который уже начал завладевать умами членов политбюро ЦК КПСС и, уж точно, цековских жен.
Высказывается точка зрения, что не стоило и копировать. Нужно было одеться всем обратно в ватники, сесть в бронепоезд, а дальше что? - А было бы как при Сталине! И Советский Союз был бы цел.
Однако многие люди в сталинском руководстве рассуждали иначе.
В 1946 г. известный советский экономист еврейско-венгерского происхождения Евгений Самуилович Варга опубликовал работу «Изменения в экономике капитализма после второй мировой войны». Евгений Варга с 1921 г. был вхож в высшие эшелоны власти СССР. В 1921 - 1927 гг. он руководил работой Статистико-информационного института ИККИ, который базировался в советском торгпредстве в Берлине.
Постоянными заказчиками материалов Бюро Варги (неофициальное название Института) были Сталин и Молотов.
Варга, в частности, предсказал «Великую Депрессию» 1929 - 1933 гг., а затем - ее прекращение, в то время как большинство коминтерновцев было настроено на скорый крах капитализма. К 1946 году автор новой работы о судьбах капитализма уже двадцать лет возглавлял Институт мирового хозяйства и мировой политики АН СССР, на который с 1931 г. были возложены функции ведущего советского центра анализа международной экономики.
Рассмотрев взгляды Джона Мейнарда Кейнса и результаты «нового курса» Рузвельта, Варга пришел к заключению, что благодаря государственному вмешательству капиталистическая система в США стабилизировалась, а распространение американской модели на Европу приведет к тому, что вероятность конфликта между капиталистическими странами из-за рынков сбыта будет устранена и, напротив, возрастет угроза их консолидированного давления на СССР.
Следовательно, даже забравшись в бронепоезд, СССР все равно не продержался бы против всех сил объединенного Запада, который мог позволить себе и авианосцы, и туфли на шпильках. А тут еще новообретенный «мир социализма» толкал советских руководителей под руку: дайте нам всё как на Западе. Не привыкли восточные европейцы к кирзовым сапогам.
Варга, возможно, не был точен в понимании природы хэппикратии. Да, новый американский капитализм был уже немыслим без государственного финансового вмешательства. Но сколько не повторяли этот рецепт на великих стройках социализма - ничто не помогло.
Как верно указал Липпман, люди видят не мир, а картину мира. Научитесь внушать им счастье от разрушения, и они начнут разрушать. Увы, но история СССР после американской выставки в Сокольниках, свелась к тому, что Советский Союз прожил её в ожидании счастливого саморазрушения.
Сегодня мы понимаем это задним умом как свое поражение. Но где наш рецепт победы?
https://t.me/E_Milutin/6912