Из «Газпрома» уходит главный бухгалтер, которая начинала работать с Миллером еще в петербургском порту. Уходит на пенсию. И можно лишь догадываться, какую драму скрывают эти скупые строки. Вчера ты на вершине мира, андеррайтеры «Ллойд», о которых говорят, что они могут выплатить любую сумму и не останутся в накладе, уважительно на тебя поглядывают: О, да.
Это Елена В. Однажды довелось видеть ее в общей компании. Издали. Потрясающая женщина!
И правда, наверно, потрясающая. Я даже не представляю себе, как это бывает.
Зато я вижу кое-что еще.
«Газпром», несмотря на жесточайшую конкуренцию и политическое давление, почти ничего не потерял в Европе в прошлом году.
Поставки в ЕС снизились всего на 0,7% по сравнению с историческим рекордом 2018 года - до 175,8 млрд кубометров. Обидела Турция, сократив закупки на сразу на 35%, до 15,5 млрд кубометров, это самый низкий уровень с 2004 года. Но это всего лишь одна страна, переживающая экономический спад. (Кто-то говорит о катастрофе, но это проблема всего лишь одной страны)
Еще две страны, Греция и Болгария, затянули пояски по газу на 25%. Но это всего лишь две страны.
И еще две страны снизили закупки у «Газпрома»: Литва (на 32%) и Эстония (на 38%). Но это маленькие страны.
И еще Германия, но про нее отдельно.
Да, вдобавок, упали цены на спотовом рынке: до $100 за 1 тыс. кубометров на самом ликвидном хабе - нидерландском TTF.
Но и это еще не повод для беспокойства.
И угроза лишиться финансовых потоков/ неспособность еще в течение неизвестно какого, но вероятно длительного срока компенсировать все прямые и косвенные потери от «Северного Потока 2», тоже не катастрофа.
Катастрофой может стать невозможность свести баланс никогда.
Посмотрим, как обстоит дело с газификацией США, которые добывают и потребляют газ в гораздо более благоприятных климатических, геополитических условиях, и управляют сами собой намного лучше, чем это фактически умеют делать в России (да и где-либо в мире).
«Одним холодным октябрьским днем президент Дональд Трамп сел на самолет ВВС США и полетел в Пенсильванию, чтобы похвалить представителей одного из самых важных видов промышленности штата - газодобытчиков. Трамп говорил о впечатляющем увеличении в добыче сланцевого газа. Регион начал историческую экспансию, превратив США в крупнейшего добытчика газа. Тем самым упали цены для потребителей и пришел конец местной угледобыче. Однако нельзя игнорировать и темную сторону сланцевого бума», - Bloomberg. По его данным, в прошлую пятницу цены на газ в США упали до четырехлетнего минимума - ниже $ 70 за тысячу кубометров. При такой цене компании просто не зарабатывают деньги, что выливается в многомиллиардные списания и сокращения затрат, пишет агентство. При этом промышленность не в силах остановить волну газа, захлестывающую рынок. Вместе с ростом добычи нефти растет и объем извлекаемого попутного газа. Даже экспорт СПГ приносит мало пользы, так как и международный рынок находится в переизбытке.
«Нефтегазовая промышленность оказалась жертвой собственного успеха, - считает аналитик Morgan Stanley Дэвин МакДермотт. - У нас есть переизбыток не только в США. У нас есть переизбыток в Европе, переизбыток в Азии - переизбыток по всему миру».
Дэвин МакДермотт говорит, что американским производителям нужно продавать газ не менее, чем по $ 90, чтобы генерировать свободный поток денег. «И в ближайшей перспективе мы не ожидаем таких цен», - говорит эксперт.
Свидетельством ненормальной ситуации могут быть финансовые проблемы, которые охватили уже и крупные компании. Даже мировой гигант Chevron Corp. заявил о списании $ 11 млрд, половина из которых придется на газовые активы в США.
Источник С другой стороны, ожидается еще большее сокращение спроса на газ в Европе - не вследствие кризисов, а потому, что европейцы твердо намерены отказаться от углеводородной энергетики и перейти, в частности, на водород.
Под патронажем Объединенной технологической инициативы по топливным элементам и водороду (Fuel Cells and Hydrogen Joint Undertaking) осуществляются 263 проекта в этой области, которые, как ожидаются, к 2050 году с могут удовлетворить около четверти всех топливных потребностей ЕС: в частности, они обеспечат энергию, достаточную для заправки 42 миллионов автомобилей, боле полутора миллионов грузовиков и четверти миллиона автобусов.
Иными словами, это проблема не только «Газпрома», но и нефтяников.
Но и сейчас, когда водородная катастрофа еще только планируется и разрабатывается
тевтонским гением, углеводородную энергетику уже лихорадит всерьез.
Причина, о которой никто всерьез еще вчера не думал, это Китай. Как можно было ожидать сокращения китайского спроса на энергоносители? Разве что вследствие какой-то небывалой эпидемии. Но эпидемия в Китае самая обычная, а рынок нефти трясет как никогда.
Попросту, с масштабным выходом США на нефтяной рынок, в качестве новой звезды этого рынка, они его обвалили. Нефти оказалось слишком много, даже для Китая. Спрос на нефть в Поднебесной на фоне эпидемии упал на 20%.
Саудовская Аравия потеряла в Китае больше других экспортеров и вынуждена запланировать в бюджете на текущий год дефицит в почти 50 миллиардов долларов (6,4% ВВП) и госдолг в 24% ВВП. Многим другим участникам ОПЕК для устойчивости экономики требуется цена не ниже шестидесяти долларов за бочку.
Правило Рокфеллеров «Лучший на свете бизнес - это хорошо управляемая нефтяная компания. На втором месте - плохо управляемая нефтяная компания» уже не работает.
Мы наблюдаем начало перехода мировой экономики на другие типы энергетики. Спорить с этим сложно, но если очень хочется, то можно.
Саудовская Аравия добилась снижения добычи от всех участников ОПЕК и тем самым удержала цены на уровне 56,5 долларов за баррель Brent.
Но Россия и США против. Мы вместе с партнерами будем пилить сук с удвоенной силой. Железная воля.