Аттрактор впечатлений

Mar 19, 2019 21:13

Начиная с 1950-х гг. в западном мире происходит психоисторическая революция. Вместо рационального аттрактора денег складывается иррациональный аттрактор впечатлений.

Пожалуй, мы должны отнести массовый туризм, - а это поиск впечатлений в чистом виде, к тем явлениям, которые разительно отличают наше время от прошлого. Конечно, и в античности, и в средние века люди путешествовали вдали от дома: с товарами, мечом или крестом. Но только в наше время человек среднего достатка способен в течение жизни посетить десятки стран мира ради удовольствия. Способен видеть в этом свидетельство статусных отличий.

Ради этого, главным образом, строятся самолеты. Свобода комфортных перемещений - одна из самых важных свобод, завоеванных современностью, эта свобода, в частности, отличает развитые страны от развивающихся, она является стимулом общественного или индивидуального роста. Большинство населения развитых стран воспринимает возможность привозить домой впечатления из зарубежных поездок в качестве предела своих жизненных целей.

Вот почему в книге «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное» я назвал «золотой миллиард» человечества аттрактором впечатлений.

Психоисторические аттракторы - это супер-структуры мышления, самой поразительной особенностью которых является притягивающая сила, позволяющая удерживать внутри аттрактора психические миры множества людей. - подробнее: Психоистория как наука.

Может быть, только средний класс живет по таким странным законам, а наверху правят какие-то мудрецы?

Оказывается, и правители мира подвержены влиянию общей закономерности. Ученые из Института лингвистических технологий университета Карнеги - Меллона в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) проанализировали выступления участников президентской кампании 2016 года в Соединенных Штатах и пришли к выводу, что словарный запас кандидатов соответствовал достижениям учеников обычной средней школы. При этом высказывания Берни Сандреса оказались похожими на речь десятиклассников, а лексический набор победителя, Дональда Трампа обнаружил сходство с возможностями учеников 7 класса. Это значит, что нынешний президент США разговаривает, пользуясь тем же набором понятий, что и дети в возрасте 12 лет. Между прочим, Трамп еще и популярный в США писатель на темы технологий успеха. По-видимому, современный аттрактор не рассматривает развитую речь в качестве условия успеха: верный признак того, что в таком качестве не рассматривается и научное знание.

Исследователи из Питтсбурга не обошли вниманием прошлых глав США. Наихудший результат показал Джордж Буш старший. С ним на равных мог бы разговаривать и пятиклассник. Самыми высокими оказались характеристики речи Авраама Линкольна. Не каждому 11-класснику они сегодня по плечу.

Исследование, таким образом, указывает на деградацию высших слоев «наиболее незаменимой державы мира», по выражению ее экс-президента Барака Обамы (9 класс).

Школьный уровень мышления ведущих политиков мог показаться не такой уж печальной перспективой для судеб мира, если бы мы говорили о школах начала XX века, учивших Макса Планка, Альберта Эйнштейна или Николу Тесла. Философам того времени казалось, что научное знание, будучи поначалу достоянием немногих, со временем станет силой многих. Не тут-то было!

Например, министр внутренних дел в администрации Трампа Райан Зинке известен в качестве любителя охоты и туризма. О пристрастии его начальника Трампа к специфическим формам туризма в обществе победительниц конкурсов красоты, думаю, рассказывать не нужно.

Доминирующим особям аттрактора вряд ли понадобятся лекции ученых на пляже или где-либо еще. Аттрактор впечатлений перевернул представление о ценности человеческого таланта. Объективно талант ученого значительно более редкий дар, в сравнении с талантом футболиста или фотомодели. Но последние зарабатывают больше, чем ученые, поскольку они дают аттрактору его впечатления. Инициатива в постановке целей лучше других признаков показывает, кто здесь хозяин. Это явно не те люди, которые обнаруживают способности к науке.

Главенствующие типы аттрактора нуждаются в утилитарном знании, например, в самолетах, доставляющих их на курорты, но не в знании ради самого знания, которое интересует производящих самолеты ученых. Сенсорно-этический кластер не становится знающим кластером оттого, что пользуется электронными устройствами, а знающий логико-интуитивный кластер не становится господствующим кластером в обществе, установившем господство над природой электрона.

Второй, и более пугающей стороной оглупления человечества стал опасный разрыв между тем, что человечество знает как вид мыслящих существ, и тем, чему оно способно обучить новые поколения представителей своего вида. Учебные планы и программы средней школы стали до такой степени расщепленными, выхолощенными и разбросанными, что уже не содержат какой-либо четкой цели. Они напоминают меню кафетерия, в котором закуски и десерты могут быть ошибочно приняты за главные блюда.

В 1983 г. Национальная комиссия США по совершенствованию системы образования подготовила доклад «Нация в опасности: императив для образовательных реформ», имевший большой резонанс в американских интеллектуальных кругах. В докладе отмечалось общее ухудшение результатов школьных тестов на протяжении 26 лет. Желая придать еще больший драматизм изложению, авторы написали «по сравнению с тем временем, когда был запущен советский спутник» (1957 г.). 23 миллиона американцев или, на тот момент, 11% населения страны были функционально неграмотными: не могли справляться с элементарными заданиями по чтению, письму и воспроизведению содержания текстов.

Хотя школы и пытались предлагать профессиональные и академические программы подготовки в колледж, растущее число учащихся не проявляло к ним интереса. Из более поздних ежегодных докладов Национальной комиссии или сотрудничающих с ней американских исследовательских организаций известно, что, например, программы по дифференциальному и интегральному исчислению предлагаются школами, в которых обучается около 60% всех учащихся, но только 6% школьников завершают их изучение. В то же время, 25% объема зачетных единиц, получаемых выпускниками «общего направления» средних школ, приходится на курсы физической подготовки и личной гигиены (!)

Автор допускает, что положение в системе образования Ирландии может отличаться в лучшую сторону, в сравнении с американскими достижениями, а положение Албании - в худшую. Но если мы хотим добраться до целостной картины настоящего времени, мы, в первую очередь, должны обращать внимание на происходящее в самой богатой и влиятельной части современного мира, т. е. в США.

Массив американских данных демонстрирует снижение уровня знаний на фоне всё большей вовлеченности в мир впечатлений.

По данным Организации Экономического Сотрудничества и Развития, объединяющей так называемые наиболее развитые демократии, по уровню образования населения США сопоставимы со странами третьего мира.



И лишь один штат США соответствует образовательным стандартам… США.

Такой сдвиг от рациональной картины мира в область иррационального восприятия на памяти человечества происходит не впервые. О том, как психологические типы создают историю, экономику и культуру читайте в этой статье: "Святая наука - расслышать друг друга", Литературная Россия, 31 марта 2016 г.

Тех моих читателей, кто хочет узнать, куда движется мир в потоке психоистории, я приглашаю на свои семинары, включающие как текст уже опубликованной работы, так и результаты новых экспедиций в неведомое известное: Мышление Запада и Мышление России.

Об авторе: Евгений Владимирович Милютин, российский дипломат (в прошлом), историк, востоковед, писатель, автор книги «Психоистория. Экспедиции в неведомое известное». Вы можете комментировать эту и другие мои статьи в группе любителей психоистории «Зеленая Лампа» в Фейсбук. Для этого нужно присоединиться к группе.

новый курс русской и советской истории, зеленая лампа, психоистория, США

Previous post Next post
Up