Непреодолимая дилемма Евтифрона

Apr 21, 2013 21:20

image Click to view

В письменном изложении аргументация выглядит примерно так ( Read more... )

Leave a comment

oetar April 22 2013, 20:09:57 UTC
=1) Некий стандарт становится нормой морали только потому, что Бог так решил. Следовательно, нормы т.н. морали произвольны и бог не является источником МОРАЛИ (в объективном смысле).=

Не вижу почему "следовательно бог не является". Бог решил - значит он является источником морали. И непонятно почему "произвольны". Бог, возможно, мысленно прикинул какой набор норм морали ведёт к каким последствиям и из разных вариантов выбрал какой-то ему наиболее симпатичный. Произволен ли его выбор? Очевидно нет.

Reply

citizen_global April 22 2013, 20:12:06 UTC
Слово "произволен" имеет здесь другой смысл, а именно, что бог мог решить иначе.

Reply

oetar April 22 2013, 20:17:50 UTC
Откуда известно что мог иначе? Возможно данный им набор норм является единстенным, удовлетворяющим каким-то задуманным им критериям.

Reply

citizen_global April 22 2013, 20:20:42 UTC
Задумывание критериев - это тот же акт произвола. Собственно, то, что ты пытаешься сейчас сделать, описано в заглавном посте. Не выйдет. По поводу любой такой попытки можно спросить, основана ли она на акте выбора или нет. Если да, то принципы морали в конечном счете произвольны, если нет - их первоначальный источник не бог.

Reply

oetar April 22 2013, 20:33:58 UTC
Это какая-то игра словами, вероятно в глубине своей имеющая панибратское отношение к богу как к равному. У бога совсем другой онтологический уровень. Ну задумал он нормы и дал их - он их источник, они не произвольны, а удовлетворяют некому его замыслу. С какого хуя их называть произвольными? Зачем играть словами и загонять себя в языковые ловушки? Проблема гроша ломаного не стоит.

Reply

citizen_global April 22 2013, 20:37:19 UTC
Для тебя проблемы нет, для интеллектуально честного авраамического теиста есть, не даром множество теистов пытались дать ответ на дилемму.

Reply

oetar April 23 2013, 20:44:24 UTC
Для меня там очевидна игра с законом исключения третьего в сочетании с неправомрной сменой позиции.

Вот более понятная аналогия про смену позиции: родитель маленьким детям указывает как себя вести, для днетей это совсем не произвольные и понятно кем данные нормы. И тут мы перескакиваем в позицию другого взрослого и заявляем: а вот ты папаша странные нормы дал, почему не другие? Папаша должен ответить этому умнику: а иди на хуй, не твоё дело!

Reply

citizen_global April 25 2013, 20:36:04 UTC
В авраамической теологии бог не просто автор норм. Он сам наделен свойством всеблагости, т.е. он выбирает не просто некие нормы по придуманному им критерию, а именно необходимо моральные нормы. Но при этом без него никаких моральных норм быть не может. Отсюда и дилемма. Если бы просто утвеждалось, что бог по какому-то свою критерию придумывает нормы, никакой дилеммы бы не было, но не было бы и никаких оснований этим нормам следовать, кроме страха недопуска в рай.

Reply

weizenfeld September 23 2013, 12:17:48 UTC
А разве есть у верующих какие-то другие мотивации, кроме страха недопуска в рай? )

Reply

vasja_minimorum June 20 2023, 10:55:50 UTC
Коротко говоря:
"Бог - добрый" & "Доброе - это, по определению, всё то и только лишь то, что угодно Богу" => "Бог таков, каким Ему Самому угодно быть" ☝️❗

Reply


Leave a comment

Up