Весь фильм мы привычно блуждаем в метафизических лабиринтах Бергмана, а потом наступает время последнего кадра. Кадра, который посылает тебя в нокдаун.
Расстерянный, одинокий Макс фон Сюдов на одинокой, холодной земле. Он больше не может врать себе. Все сложнее идти по пути, который никуда не ведет, и делать вид, что все в порядке.
Он ходит взад-вперед, воет от бессилия, падает на колени. Медленный зум. Человек превращается в атом. Мы словно смотрим на него сквозь микроскоп.
Закадровый голос произносит последнюю фразу фильма: "В этот раз его звали Андреас Винкельман".
Да, в этот раз его звали Андреас Винкельман.
Бергман безжалостен. Но это - безжалостность ренгена, который не врет, и именно поэтому дает больному надежду.
Но это имя можно заменить на любое из наших имен.