У меня давно было ощущение, что проф. Валентин Катасонов очень дурно разбирается в экономике. Но я терпел и многое ему прощал, ибо его сайт даёт трибуну очень серьёзным авторам-тяжеловесам, которых всегда интересно читать. В первую очередь я имею в виду Владимира Прохватилова, Анатолия Кошкина и Владимира Малышева.
Но то, что проф. Катасонов написал вот здесь:
https://www.fondsk.ru/news/2023/05/30/opasnyj-denezhnyj-simptom-v-ekonomike-us-59369.html меня просто повергло в изумление. Хотя я достаточно мягкий человек и снисходительно отношусь к людским ошибкам.
Меня сразу насторожило вот это: «Значительная (даже большая) часть безналичных денег создается коммерческими банками (путем выдачи кредитов)». Это как понимать? Что банки сами, не спрашивая ЦБ, рисуют безналичные и выдают кредиты? Извините, господин профессор, но это статья 186 УК РФ, до восьми лет лишения свободы.
Я могу понять, что проф. Катасонов не знаком с результатами (см.
https://cinecon.livejournal.com/43141.html) о том, что никаких денег банки не создают, и о том, как правильно рассчитывать монетизацию ВВП. Ну не знает профессор, что в экономике существуют финансовые операции без покрытия, что денежному мультипликатору противостоит долговой мультипликатор, уравновешивая его. Что считать монетизацию ВВП нужно только по М0, и ни к воем случае нельзя использовать М2. Это незнание и следование общепринятым заблуждениям, а их в экономике много, для меня простительно. Ну бывает такое, проглядел, упустил. Но одна вещь меня сразила наповал, придётся цитировать весь абзац.
« За март-апрель (сего года - cinecon) денежная масса (США) сократилась примерно на 440 млрд. долл. Эксперты большую часть этого сокращения объясняют банковскими крахами. Эксперт Сергей Блинов объясняет это на простом примере: «…если депозитов в банке на 100 млрд., а резервов только 10 млрд. (отношение резервов к депозитам 1/10), то при одновременном обращении вкладчиков за своими деньгами банк станет неплатёжеспособным (банкротом) и не сможет выдать примерно 90 млрд. На такую сумму уменьшится денежная масса - деньги клиентов просто “сгорят” в обанкротившемся банке».
Я не знаю, где проф. Катасонов находит таких «экспертов», но абсолютно уверен, что профессор обязан понимать, что здесь написана полная чушь. При банкротстве банков деньги из экономики НЕ исчезают и НЕ сгорают, и денежная масса от этого не уменьшается. Деньги ВСЕГДА оставляют след, всегда можно понять, куда они пошли, на что потрачены, во что вложены. Для этого и существуют временная администрация, назначаемая ЦБ, арбитражный управляющий и конкурсный управляющий. Если бы проф. Катасонов поинтересовался у специалистов из АСВ (бывшее АРКО), как они находили исчезнувшие деньги, как возбуждали уголовные и арбитражные дела, они бы ему всё подробно объяснили. И ещё профессор должен понимать, что потери вкладчиков в обанкротившемся банке никак не связаны с сокращением М0. Ибо банк можно примитивно разворовать, а сократить М0 может только ЦБ, продав из своих активов что-то ликвидное на открытом рынке, например облигации правительства.
Я не знаю, сознательно, или нет, но своим текстом проф. Катасонов совершенно запутывает даже подготовленного читателя. Все цифры снижения М2 в США он приводит в абсолютном, номинальном выражении, а в текстовой части постоянно говорит о «снижении денежной массы М2 в реальном выражении». А это совсем не одно и то же. Эти показатели могут быть разнонаправленными.
Ещё хочется пожелать профессору критически относиться к источникам информации, а не преподносить читателям фейки. Проф. Катасонов пишет, что Signature Bank обанкротился, а это не соответствует действительности. Банк был абсолютно платёжеспособен, но регулятор штата Нью-Йорк его просто прихлопнул за абсолютно копеечное нарушение.
Профессор Катасонов, разберитесь со своими экономическими взглядами. В одном и том же материале у Вас сначала деньги возникают ниоткуда, а затем сами и исчезают неизвестно куда. Не странно ли? И не сочтите за труд, познакомьтесь с этим материалом:
https://cinecon.livejournal.com/48002.html В нём кое что написано про Signature Bank, кто и за что его закрыл. И как на это прореагировал очень заметный представитель банковского сообщества США Барни Франк, один из авторов закона Додда-Франка, по которому сейчас регулируется банковская деятельность в США