Искренне желаю Генри Киссенджеру прожить ещё как можно дольше и увидеть плоды своей прежней политики на сближение США и Китая. Увидеть, как в Китай утекают деньги, технологии и рабочие места. Увидеть и понять, какую долгосрочную проблему эпохального характера он создал для США.
О Киссенджере в последние дни написано очень много, повторяться не буду. Отличный материал есть здесь:
https://weekend.rambler.ru/people/50807189-genri-kissindzheru-100-let-kak-evreyskiy-bezhenets-iz-germanii-opredelil-vneshnyuyu-politiku-ssha-na-desyatiletiya-vpered/ Ещё можно глянуть и википедию. Но вся эта масса материалов весьма ущербна как минимум по трём параметрам. В них полностью упускается из вида исторический контекст, в рамках которого протекала политическая деятельность Киссенджера. Август 1968 г. и ввод советских войск в Чехословакию прочистил мозги американским ястребам, и они поняли, что напрямую бодаться с СССР себе в убыток. И решают отыграться во Вьетнаме, увеличивая экспедиционную армию до 550 тыс. человек. Но всё без толку, и к 1970 г. становится ясно, что США должны искать выход из тупика. Этот сюжет и роль Киссенджера в решении этой проблемы отлично расписаны в материале рамблера. Но там нет главного, как Киссенджер затаскивал КНР в Совет безопасности ООН и как он готовил визит Р. Никсона в Китай в 1971 году. А это важнейшая веха в биографии нашего юбиляра. Наверное он полагал, что делает большую пакость для СССР, а в выигрыше оказалась современная Россия. А тем временем на арене демпартии США уже вовсю буянит З. Бжезинский, который просто по определению был обязан обвинять Киссенджера и Никсона во всех грехах. Противостояние Киссенджера и Бжезинского будет длиться ещё долгие годы, до смерти поляка в 2017 году. И это обстоятельство, как важнейший побудительный стимул, будет постоянно сказываться на деятельности каждого из них. И авторы панегриков Киссенджеру про это как-то скромно умалчивают. А ведь сюжет здесь крайне любопытный. Киссенджер, это человек дела, его реал политик уже стала классикой, он разводила, в самом хорошем смысле этого слова, причём разводила самого высокого уровня. А Бжезинский, это стратег, геополитик, концепционалист. Один решает тактические задачи, как уйти из Вьетнама, как оторвать Китай от СССР, как примирить Египет и Израиль, а второй формулирует долгосрочные стратегические задачи для США. И у обоих весьма солидное эпистолярное наследство. Но у Киссенджера нет книги, равной «Великой шахматной доске» Бжезинского. А у Бжезинского нет своего Кэмп-Дэвида. И хотя эти согдашения были заключены в 1978 г. уже при демократе Дж. Картере, они целиком и полностью являются заслугой Киссенджера, который потратил на них шесть лет своей челночной дипломатии. И об этом авторы панегриков дружно забывают.
В политике США был период идей Киссенджера, это главным образом 1970-е годы. При Р.Рейгане наступил период идей Бжезиньского. При Б. Клинтоне опять повеяло идеями Г. Киссенджера. А сейчас в ходу только радикализм З. Бжезинского. Кто из них внёс больший вклад в политику США я сказать затрудняюсь. Но если Бжезинский оставил миру в наследство только тотальную русофобию Запада, то Киссенджер даже сейчас пытается опереться на сиюминутный здравый смысл и в очередной раз прокрутить свой реал политик. Рассудить, кто из них прав, смогут только историки следущих поколений. И в этой саге ещё рано ставить точку.