Ловушка для Индии - 2

Mar 13, 2023 19:03


   Я не собирался писать этот материал. Но обилие комментариев к «Ловушке для Индии», в первую очередь от Николая Петрова, с реальной фактурой, подтверждающей мои тезисы, просто заставляет меня это сделать. В материале будет только одна моя мысль, в самом конце.



Начну с того, что с октября прошлого года в Индии не было посла США, а дипломатический уровень был понижен до «временного поверенного в делах». Обратим внимание, не просто поверенного, а временно поверенного, ниже некуда. Дальше только отзыв посла и  разрыв дипломатических отношений. Это была «дипломатическая санкция» за покупку  С - 400 у России. И вот посол Эрик Гарсетти назначен, вернее не назначен, а переназначен, назначен он был ещё в июле 2021 года, но к делам так и не приступил.  Посмотрим, что это за перец. Дед с бабкой по отцу - итальянец и мексиканка, отсюда и фамилия. Дед с бабкой по матери - евреи. Вовсе не карьерный дипломат, это очень важно. Линейного служаку-карьериста из Госдепа назначать не стали. Значит, искали  человека со специфичным образованием и опытом руководящей работы. Этого опыта у бывшего мера Лос-Анджелеса предостаточно. Он  окончил Королевский колледж в Оксфорде (это чуть ниже Тринити колледжа), бакалавра по политологии получил в Штатах в Колумбийском университете, а в Лондонской школе экономики защитил докторскую по этничности и национализму. Образование как по заказу, идеально готовый специалист по цветным революциям с использованием «этничности и национализма». Глубокоуважаемый мною историк Андрей Ильич Фурсов как-то назвал Индию не страной, а  совокупностью территорий. По сути, так оно и есть, в стране шесть макрообластей по 2-3 штата в каждой области, которые весьма сильно, этнически и лингвистически, отличаются между собой. И этой стране точно не хватает специалиста по этничности и национализму. У посольства в Индии есть консульства в Мумбае, Калькутте, Хайдарабаде и Ченнаи. И что-то мне подсказывает, что новый-старый посол первым делом озаботится открытием ещё двух консульств в «незакрытых» макрорегионах. Проблемы этничности и национализма должны проявлять всюду без исключения.

Когда я писал о возможной проблеме голода в Индии, то могло сложиться впечатление, что я сгустил краски. Ведь Индия крупный экспортёр зерновых. Только в Египет миллион тонн поставляется. Отчасти так оно и есть, но только отчасти. Задача поставлена, голодная беднота и люмпены должны голосовать за оппозицию. И подход к её осуществлению уже найден, цитирую: «индийские бизнес-группы Reliance и Adani лоббируют свои интересы в одной связке с Cargill India, а именно - демонтаж системы государственных закупок продовольственного зерна в лице FCI (Продовольственной корпорации Индии) и Государственной распределительной системы (PDS)».

Что здесь важно, бизнес Гаутама Адани практически никак не связан с сельским хозяйством. Но какими-то коврижками Каргилл заманила его в свою лоббистскую программу. И пройдоха Адани повёлся, как простак. Если бы Cargill India и Reliance продавили свою задумку и добились бы отмены госрегулирования цен на зерно, то дальше дело техники. Цены на пшеничную лепёшку по щелчку пальцев поднимаются на 25%, и 60-65% индийского населения улетают за черту бедности и голосуют за оппозицию. Но пока не выходит. Значит можно «наказать» Адани за профнепригодность, за то, что не продавил нужное решение у Моди, а заодно и подставить Моди, устроив скандал с конгломератом Адани, которому Моди явно протежировал.

Теперь длиннющая цитата из коммента Николая Петрова с моими замечаниями.

«CSIS Центр стратегических и международных исследований.

20 января 2023 г.  The United States’ 2023 Agenda for Building a Stronger Relationship with India

Что делать США в 2023 году для улучшения отношений с Индией

Richard M. Rossow - Ричард Россоу - старший советник и заведующий кафедрой американо-индийских политических исследований в CSIS».

Что такое CSIS, надеюсь, пояснять не надо. Один из лучших мозговых центров США, находится непосредственно в Вашингтоне, что большая редкость для таких структур, почти 500 сотрудников, существует с1962 года.

«Для дальнейшего улучшения отношений входящий в состав попечителей CSIS  Romesh Wadhwani Ромеш Вадхвани {индийско-американский бизнесмен-миллиардер, основатель, председатель и главный исполнительный директор Symphony Technology Group, частной инвестиционной компании для компаний, предоставляющих программное обеспечение, интернет и технологические услуги} предлагает семь ключевых целей, которым официальные лица США должны отдать приоритет в наступающем году. У каждого есть своя цена, будь то деньги, время или политическое влияние. Несмотря на затраты, они внесут значительный вклад в более позитивное партнерство с Индией в области экономики и безопасности».

Поясняю, Ромеш Вадхвани, это тот самый человек, который лет так 40 назад придумал оффшорное программирование. Примерно 25 лет назад он перебрался в США и в 2002 году открыл в Калифорнии свою Symphony Technology. Бизнес компании построен на разнице в оплате труда программистов в США и в Индии. Весь бизнес по сути теневой и идёт через различные офшоры. Ему абсолютно безразлично, какое в Индии политическое устройство, главное, чтобы его программисты работали. Его бизнес, это главная пуповина, которая связывает экономику Индии и США. И если нужные слова говорит  Ромеш Вадхвани, а не головастики из CSIS или Госдепа, то в Вашингтоне просто обязаны к этому мнению прислушаться.

Итак:

«1. Утверждение посла США в Дели (уже сделано-cinecon ).

2. Значительно увеличить участие высших должностных лиц правительства и программы с участием влиятельных региональных лидеров Индии.

Участие высокопоставленных представителей правительства США, как правило, ограничивается посещением небольшого числа дипломатических и коммерческих центров в Индии, а именно Дели и Мумбай. Тем не менее, траектории коммерческого развития и развития Индии почти полностью определяются правительствами штатов. Четыре консульства Соединенных Штатов (Мумбай, Калькутта, Ченнаи и Хайдарабад) обеспечивают важнейшее повседневное присутствие, которое следует использовать в дальнейшем. Продвижение вперед с давно запланированным пятым консульством имеет решающее значение, особенно после недальновидного решения закрыть «офис в Северной Индии», квазиконсульство, охватывающее ключевые северные штаты, такие как Уттар-Прадеш».

Задача понятна, быстро начать широкую вербовку американской агентуры в правительствах штатов Индии с использованием американских пряников. Очевидная подготовка почвы для «советского» сценария в Индии.

«Для установления взаимопонимания с высокопоставленными политическими лидерами требуется более регулярное взаимодействие с высокопоставленными лицами, чем это может обеспечить консульство. Расширение взаимодействия высших должностных лиц правительства и дипломатических кругов с ключевыми субнациональными заинтересованными сторонами будет иметь решающее значение для укрепления американо-индийских связей. Это происходит не только потому, что в Индии именно штаты определяют траекторию ее развития, но и потому, что региональные партии Индии имеют решающий блок голосов в верхней палате парламента. Когда-нибудь в ближайшем будущем Индия вернется к коалиционным правительствам. Эти региональные партии могут иметь ключ к отношениям в жизненно важные моменты времени».

Здесь расписана схема «парламентской революции», которая два года назад была использована в Пакистане. Вроде как победившая партия вдруг теряет свои голоса и парламентское большинство и вынуждена уйти в оппозицию.

«3. Значимое вовлечение частного сектора в рабочие потоки Quad.

Несколько рабочих потоков Quad сосредоточены на стратегических коммерческих областях, таких как региональная инфраструктура, стратегические технологии, критически важные полезные ископаемые и многое другое. Активное участие лидеров частного сектора из всех четырех стран в этих секторах жизненно важно для диалога с правительствами для достижения эффективных результатов. Конечная цель очевидна - разрушить способность Китая налагать эмбарго на ключевые технологии и полезные ископаемые у противников. Четыре правительства должны обеспечить готовность новых программ для частного сектора. Эта связь между государством и корпорацией не может быть оставлена на волю случая».

Quad, это неформальная платформа для диалога между Австралией, Индией, США и Японией по вопросам безопасности в АТР. В этот диалог нужно вовлечь индийский бизнес, подбросить ему некий гешефт и превратить его в проводника антикитайских настроений.

«4.  Найдите платформу для действительно вдохновляющих двусторонних экономических переговоров.

Индии и Соединенным Штатам не хватает какой-либо платформы для вдохновляющих двусторонних разговоров о будущем их коммерческих отношений и о важных шагах, которые необходимо предпринять, чтобы «сделать все правильно». Хотя министр торговли Индии Пиюш Гоял недавно посетил Соединенные Штаты для участия в Форуме торговой политики (TPF), ожидания конкретных решений были низкими. TPF определенно не разочаровал в этом отношении. Возможно, давно откладываемый американо-индийский коммерческий диалог сможет оживить двусторонние экономические переговоры, когда весной Индию посетит министр торговли США Джина Раймондо. Или обычно неэффективный Форум генеральных директоров США и Индии с его новым составом может удивить все стороны. Две страны не могут прожить еще год без платформы для улучшения коммерческих связей».

«Платформа» - это не просто обтекаемое название попытки привязать к себе Индию экономически. В прошлом году товарооборот Индии и США подскочил сразу почти на 50% и составил 118 млрд. долл. На фоне товарооборота США и Китая без малого в триллион и такого же оборота Китая и ЕС, индийско-американский товарооборот - это сущие копейки. И серьёзно его поднять практически невозможно. Индийские товары проигрывают китайским на рынке США. А любой крупный инвестиционный проект упрётся в два индийских тупика: отсталая транспортная инфраструктура (первая ВСМ в Индии только строится) и отсутствие электроэнергии с бесконечными мелкими блэкаутами. В прошлом году Китай произвёл 8,38 трлн. кВтч. электроэнергии, а Индия только 1,58. Так что все разговоры о «платформе» не более, чем попытка повесить морковку перед осликом.

«5.Официально объявить о планах снять возможные санкции за покупку С-400 .

Потенциальное применение санкций США в отношении Индии в соответствии с Законом о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) в связи с приобретением ею российской системы противоракетной обороны С-400 «Триумф» продолжает бросать тень на отношения. Темп встреч на высшем уровне указывает на то, что ни одна из сторон не ожидает введения программы санкций в ближайшее время. Тем не менее, он остается на столе переговоров, подпитывая в Индии опасения по поводу надежности Соединенных Штатов как партнера. Конечно, Индии следует избегать шагов по ощутимому углублению стратегических отношений с Россией, иначе это решение станет неизмеримо более трудным».

Здесь мы видим прекрасный образец американской политики, давить, грозить, вмешиваться в двусторонние отношения третьих стран и ничего не предлагать взамен. Так Штаты поступают с ЕС, и для Индии исключения не будет.

«6. Активизировать взаимодействие между парламентом Индии и Конгрессом.

Обмены между членами Конгресса и парламента Индии стали нерегулярными. Важно предпринять конкретные усилия, чтобы вернуть эти обязательства в нужное русло. Многие ключевые политические лидеры в Индии сегодня имели возможность встретиться со своими американскими коллегами во время этих обменов в прошлом, создавая прочные связи. Соединенным Штатам угрожает опасность потерять такие отношения, которые ценны для целого поколения, если эти обмены не будут продолжены».

Агентов влияния, которые скоро пригодятся, нужно приручать и прикармливать. Задачи, которые перед ними поставят, уже готовы.

«7. Сокращение времени ожидания для получения визы.

Среднее время ожидания деловой или туристической визы по состоянию на 12 января 2023 года составляет 472 дня. Это невыгодно по сравнению с аналогичными местами, такими как Манила (126 дней), Бангкок (42 дня), Хошимин (20 дней), Пекин (20 дней) и Шанхай (28 дней). Государственному департаменту США следует искать способы перераспределения ресурсов».

Сами понагородили ограничений, а теперь не знают, как от них избавиться. Срок в 1,5 года для получения визы - это запрет на въезд.

В этом плане действий, предложенном CSIS, для меня была только одна новость. Майдан в Индии готовится не точечный, только в столице, а распределённый, в каждом из макрорегионов, Мумбае, Калькутте, Хайдарабаде и т. д. Это очевидный заход на «советский» алгоритм распада Индии. Всё остальное по давно отработанному шаблону. А армию интернетботов, которые будут разогревать толпу, как во время «арабской весны» в 2011 году,  даже создавать не надо. Она уже есть у Ромеша  Вадхвани за пазухой. Ему надо только свистнуть. Увы, всё куда серьёзнее, чем я предполагал.

Итак, программа по отрыву Индии от России и превращение её в анти-Китай запущена, необходимые шаги Штатами делаются. То, что Индии не удастся удержаться в её статусе равноудалённого, стороннего наблюдателя, уже понятно. И ей придётся делать выбор, добровольный, в соответствии со здравым смыслом, экономической географией и постулатами геополитики, или принудительный, когда её никто и спрашивать не будет. У США свои геополитические интересы, их цель Китай, и они бросят индийский народ в конфликт с Китаем также безжалостно, как швырнули украинский.

Парламентские выборы в Индии через год, в апреле-мае 2024 года. Время очень мало, и пора действовать. Индии нужна помощь, и в одиночку против американской мощи она не выстоит. А помощь может придти только из России и Китая, нужно кооперироваться. И на выборах помощь нужна в первую очередь методологическая.  Индия впервые в своей истории окажется в столь сложной и конфликтной ситуации на предстоящих выборах. Понятно, где и как придётся отбиваться от наскоков оппозиции, понятно, и как можно её контратаковать. Тема безбрежная, и ей придётся посвятить отдельный пост.

А теперь обещанная мысль. Перед Россией стоит стратегическая задача, которую даже не формулируют, и тем более не обсуждают. Задача эта - переформатировать отношения Индии и Китая между собой таким образом, чтобы стороны от взаимной подозрительности и холодного нейтралитета перешли к нормальному добрососедскому сотрудничеству. И если этого добиться, то вполне может возникнуть тренд на создание Евразийского экономического союза (без стран НАТО), в котором страны Запада будут ограничены в своих действиях и будут жёстко контролироваться. И это уже будут некие очертания нового многополярного мира. Термин «трёхсторонняя дипломатия» придумал не я, а Г. Киссинджер. А применение этого подхода к арабо-израильскому конфликту позволило мирным путём заставить Израиль освободить захваченные египетские территории. Он потратил больше четырёх лет жизни, мотаясь между Каиром и Тель-Авивом, но своего добился. Египет был выведен из войны и нормализовал отношения с Израилем. Невозможное возможно, если очень хочется и хорошенько поработать.

Функцию налаживания конструктивного добрососедства между Индией и Китаем может взять на себя только Россия, никому больше это не нужно. Западу Индия нужна как анти-Китай. И старый опыт Киссинджера в этой ситуации становится неким эталоном, по которому можно начать действовать. Но для этого нужен человек, масштаб личности которого соответствовал бы масштабу поставленной задачи, от которого нельзя было бы просто отмахнуться. Который был бы принят любой стороной на  любом требуемом уровне, и к мнению и предложениям которого стороны бы, безусловно, прислушивались. И такой человек в России есть, это Дмитрий Анатольевич Медведев. Не знаю, захочет ли он взваливать на себя эту ношу, но ведь кто-то должен начинать строить новый многополярный мир.

Ричард Россоу, Моди, Китай, Ромеш Вадхвани, quad, Адани, cargill, Андрей Фурсов, csis, Дмитрий Медведев, Индия, Эрик Гарсетти

Previous post Next post
Up