Сартр, как примерный экзистенциалист, считал, что
мир абсурден, непознаваем, безразличен и разобщен. Мир не имеет смысла. Каждая вещь "себе на уме" и любое наше понимание вещей ничего общего с этими вещами не имеет. Все, кто покоряется власти государства, Бога, любой великой идеи - безответственные трусливые существа. Хотя и непокорные, революционеры тоже ничего не добьются, все они учтены, любой их выход за рамки системы изначально предусмотрен системой.
Тоесть видимо Сартр радуется лишь в том момент когда он только что вышел из системы, и попал, конечно же в другую аналогичную систему, но еще не зацементировался в ней.
В бессмысленном мире, где ничего не добъешься как-то уныло жить, и чтобы меньше тошнило, Сартр рекомендовал помнить, что нет никакого смысла, но жить так, как-будто смысл есть. Этот подход мне близок и я часто живу именно так.
Мне кажется, что убегая от христианства Сартр в конечном итоге к нему же и прибежал, хоть этого и не признает. Наверное ему надо было самому придумать Бога потому что тот, что есть не зависимо ни от чего, его не устраивал. Но вцелом, признание Смысла, даже в качестве обмана, иллюзии, с которой ты готов кружиться, чтобы не заскучать, это тоже шаг к Смыслу истинному. Эдакий боконизм. )
Написал «боконизм» и вспомнил, что в конце «Колыбели для Кошки» происходит удивительная вещь с автором и с читателем. Конец книги свидетельствует о том, что скорее всего герой-повествователь сделал так, как написал Боконон в своем последнем тексте, воспринятом рассказчиком как совет:
«Будь я помоложе, я написал бы историю человеческой глупости, взобрался бы на гору Маккэйб и лёг на спину, подложив под голову эту рукопись. И я взял бы с земли сине-белую отраву, превращающую людей в статуи. И я стал бы статуей, и лежал бы на спине, жутко скаля зубы и показывая длинный нос - Сами знаете Кому!»
Рассказчик так и делает, и становится символом на горе, карикатурой на распятие. Этот символ указывает сам на себя и объясняет себя, ведь он содержит книгу, описывающую историю образования символа. И копаясь в этом симулякре мы попутно извлекаем урок, находим побочный смысл. Читатель вдруг понимает, что он - один из выживших, представитель спасшегося человечества, который уже и не помнит, что конец света был, но как-бы вспоминает. Вспоминает, что был такой двадцатый век, что Лед-9 уже создавался, но мир все равно выжил или заново родился, ничего не помня. Люди вроде Расказчика очень хотят, чтобы мы не повторили ошибок, не забывали свое прошлое, не шли по кругу от потопа до потопа, от конца до конца, а нашли таки смысл не там, где мы обычно его ищем. Он хочет чтобы мы разорвали эту замкнутую нить, а не запутывали ее в очередную колыбель для кошки. Тоесть эта книга, должна быть последней колыбелью для кошки, если предствлять себе ее высшее, идеальное предназначение, может быть именно этого желал герой-рассказчик.
Постмодернизм по-воннегутовски - это последнее убежище гуманиста. Ведь получается, что модернистский человек создает Лед-9 с простой благородной целью "избавиться от грязи", и нечаянно уничтожает человечество, а постмодернистский человек, создавая абсурдный текст с целью показать что "нет никакой кошки, нет никакой колыбельки" наверное, тоже нечаянно, спасает человечество. Я говорю нечаянно потому, что придуманный рассказчик верил, что !его книга! может спасти человечество, предостеречь, а сам Воннегут по-моему в это не верил.
И так далее. )