Oct 04, 2012 13:52
Уточнено сущность понятия "торговая деятельность промышленного предприятия", определены и систематизированы формы осуществления торговой деятельности промышленных предприятий; обоснованы особенности формирования стратегии развития торговой деятельности промышленных предприятий.
Рыночные преобразования в Украине изменили подход предприятий к торгового процесса по возможности иметь обратную связь с конечными потребителями продукции. Критический анализ и обобщение различных подходов ученых к определению понятия "торговая деятельность" и систематизация видов взаимодействия промышленных предприятий с субъектами, доказывающие продукцию этих предприятий до конечных потребителей, позволили уточнить понятие "торговая деятельность промышленного предприятия", которое представляет собой вид деятельности промышленного предприятия, направленный на удовлетворение покупательского спроса на потребительском рынке путем реализации товаров и предоставления услуг через собственные торговые каналы и / или через связанные торговые каналы при участии в формировании и осуществлении торговой политики. Доказано, что такая торговая политика предусматривает соблюдение посредниками определенных требований товаропроизводителей по поддержке единого фирменного стиля торговли, товарной и ценовой политики, форм и методов торговли, организации торговых и складских помещений, транспортировки продукции, рекламы и продвижения продукции и т.п.. При этом производители продукции проводят семинары и тренинги, принимают на себя затраты на рекламную поддержку, предоставляют торговым партнерам товарный кредит, поощряют их успехи по реализации продукции, а также осуществляют учет и контроль качества работы торговых посредников.
Учитывая, что в экономической литературе процессы доведения продукции до потребителей рассматриваются как элементы торговой деятельности и как элементы сбытовой деятельности и учитывая бурное развитие новых способов и приемов взаимодействия промышленных предприятий и потребителей, целесообразно иметь определение, которые разграничивают эти понятия. Исследование сущностных характеристик сбытовой деятельности позволило отделить понятие "сбыт", характеризующий продажу, реализацию продукции. Обобщение и систематизация определений торговой и сбытовой деятельностей довели их тесную связь с маркетинговой деятельностью. Обнаружена взаимозависимость, что приводит к пересечению функций торговой, сбытовой и маркетинговой деятельности, позволила выявить главные функции промышленного предприятия при осуществлении торговой деятельности, систематизированы по группам: маркетинговая деятельность для собственных и связанных торговых каналов; торговая политика; продвижение продукции к потребителям; продажа продукции.
Определено, что сбыт может являться элементом торговой деятельности в случае, когда продвижение продукции от производителя к потребителю происходит с использованием связанного торгового канала на этапе продажи товара первом звене канала. Управление сбытом продукции в этом случае является одной из функций торговой деятельности. Понятие сбытовая деятельность шире, чем сбыт и осуществляется через независимый торговый канал. Промышленное предприятие может как совмещать выполнение торговой и сбытовой деятельности, так и осуществлять только ту или иную. Торговую деятельность могут осуществлять не все промышленные предприятия, а только те из них, которые производят товары народного потребления. При реализации прочей продукции промышленные предприятия выполняют сбытовую деятельность.
Опираясь на то, что основой повышения эффективности целостной системы производства и продажи продукции промышленного предприятия является развитие торговой деятельности, доказано, что его можно осуществлять с использованием различных форм торговой деятельности и выполнения ряда мероприятий по доведению продукции до конечных потребителей путем реализации промышленными предприятиями через собственные и связанные торговые каналы.