"Состояние закупочной политики предприятий розничной торговли".

Oct 04, 2012 13:36

Выявлено состояние и особенности товарного рынка и их влияние на закупочную политику предприятий розничной торговли, всесторонне исследовано состояние закупочной политики торговых предприятий на современном этапе, предложен методический инструментарий по анализа затрат снабжения.
1. Экономическое поведение предприятий розничной торговли на рынке закупок во многом обусловлена ​​особенностями развития товарного рынка, на котором они осуществляют свою деятельность. Это определило необходимость анализа современного состояния отечественного рынка бытовой и оргтехники, на котором проводилось исследование. В частности, нами выделены следующие тенденции: отсутствие "мертвого" сезона в продажах; короткий жизненный цикл технических товаров; быстрая насыщаемость рынка, развитие сегмента бытовой встраиваемой; ориентация потребителей на покупку в магазинах и значимость для них сервисного обслуживания, присутствие на рынке большого количества торговых марок; незначительная доля отечественной продукции, что практически приводит к импортозависимости данного рынка; чувствительность покупателей к цене, наличие возможности продажи товаров покупателям на условиях кредита, наличие "серого" рынка, который влияет на снижение качества товаров.
2. Исследование состояния закупочной политики осуществлялось в разрезе четырех предложенных критериев эффективности.
Динамика средних показателей, на наш взгляд, отражают состояние закупочной политики по критерию качества товаров и предоставленных услуг, предприятий розничной торговли выборочной совокупности в течение рассматриваемого периода (1997-1999 годы) характеризуется повышением сопоставимого объема товарооборота (39,7%), при этом необходимо отметить замедление его темпов роста в 1999 году; стабильной тенденцией расширения ассортиментной предложения, о котором свидетельствует повышение значения коэффициента изменения ассортимента с 1,02 до 1,04; незначительным снижением коэффициента обновления ассортимента (с 0,67 до 0,65). Несмотря на некоторое замедление степени восстановления ассортиментного портфеля исследуемых предприятий, его уровень оставался достаточно высоким. Это подтверждает выделенные выше тенденции развития отечественного рынка бытовой и оргтехники, а именно: короткий жизненный цикл технических товаров и быструю насыщаемость рынка, и свидетельствует о повышении роли ассортиментной политики в конкурентной борьбе за предпочтения покупателя. Расширение ассортимента и замедление темпов роста товарооборота обусловили снижение товарооборотности с 12 до 8,4 оборотов.
Проведенный анализ закупочной политики по критерию качества товаров и оказанных услуг обнаружил, что величина и характер поведения показателей эффективности закупочной политики по данному критерию зависят от размеров самих предприятий. Отмечено снижение ориентации на качество предоставляемых товаров и услуг с уменьшением размеров предприятий торговли. Так, крупные предприятия являются наиболее стабильными на этом рынке и в большей степени ориентированы на качество и высокий уровень сервиса. Средние и мелкие предприятия находятся в менее благоприятном положении и более подвержены негативным воздействиям внешней среды.
3. Оценка состояния закупочной политики по критерию минимизации затрат осуществлялась по следующим направлениям: анализ динамики уровней бухгалтерских расходов по закупкам по отдельным статьям и их общего уровня, выявления влияния факторов, обусловивших их общий уровень, исследования уровня издержек по закупкам во взаимосвязи с общим уровнем издержек обращения, определение затрат альтернативных возможностей, связанных с закупочной политикой.
Результаты изучения динамики уровня расходов по закупкам предприятий выборочной совокупности свидетельствуют о его незначительное повышение (+0,05%) в течение исследуемого периода. Анализ уровней расходов по закупкам по отдельным статьям, проведенный на основе предложенной классификации, показал тенденцию повышения расходов на хранение и подготовку к продаже (+0,04%) и расходов на управление (+0,03%), а также тенденцию снижения расходов по завозу товаров (-0,02%). Принимая во внимание высокую долю расходов на приобретение товаров в общей структуре затрат по закупкам (98,3%), что во многом искажала значение совокупного уровня расходов поставки, а также экономическую сущность уровня этих расходов, скорее отражает уровень торговой надбавки, данные расходы были исключены из общего уровня расходов, связанных с осуществлением закупочной деятельности. Выявленные значения уровней расходов поставки также свидетельствуют об их зависимости от размеров предприятий - с уменьшением размера предприятий торговли их уровень растет.
С помощью метода группировок в работе было исследовано влияние уровня расходов по закупкам на общий уровень издержек обращения. Проведенный анализ группировок показал, что с ростом уровня расходов по закупкам поведение общего уровня издержек обращения различается по годам. Если в 1997-1998 годах наблюдалась четко выраженная тенденция роста уровня затрат снабжения с уровнем издержек обращения, то в 1999 году увеличение расходов поставки уже сопровождалось снижением уровня издержек обращения. Кроме того, отмечен рост количества предприятий, направляющих больше ресурсов (уровень затрат по закупкам выше 4%) в поддержку эффективных отношений на рынке закупок с 6,5% исследуемых предприятий в 1997 году до 25,8% в 1999 году. Полученные результаты свидетельствуют о том, что повышение уровня расходов поставки не всегда отрицательно характеризует деятельность по закупкам и подтверждают необходимость комплексного анализа затрат снабжения во взаимосвязи с издержками обращения для обеспечения объективности оценки эффективности закупочной политики по критерию минимизации затрат.
Previous post Next post
Up