Пятый элемент, как и было сказано.

Mar 02, 2018 00:47



Image source: link
Я давно пытаюсь нащупать «пятый элемент», равно как и предыдущие четыре, в рецепте сложной алхимии артистического перформанса, который давно для себя формулирую и выстраиваю в качестве теории, то бишь рабочей картинки. Пазл сей открывается медленннннно, не с первого раза, а с тысячного рубля :) В этом и кайф. Но по порядку - ordnung muss sein, как выражаются братья наши германцы.

Элемент номер раз. Мой личный грааль, основополагающий камень - СИГНАЛ. Повторюсь кратко, ибо писала об этой теме много: сигнал артиста и его качество (грязь vs чистота) есть соответствие тонких внутренних вибраций внутри эмоционального тела артиста условной телеграмме, которую он/она посылает в зрительный зал. Качество сигнала измеряется зрителем по иррациональной и очень личной ощущенческой шкале в диапазоне «верю - не верю». Артист, в чьей чистоте сигнала я хотя бы раз усомнилась, перестает для меня существовать (прецеденты были и не раз :) Тут как в личных отношениях - раз почуяв лажу, перестаешь открываться и доверять человеку, каким бы раскрасавцем он ни был :)
Есть, разумеется, люди, которые способны прощать-терпеть-закрывать глаза и на сомнения в вере думать «ой, мне наверно показалось». Я не из их числа. Слегка черно-белый подход, но что есть, то есть. Вопрос веры и доверия мне архиважен. И подсознательно, я думаю, он важен для любого зрителя-слушателя, который желает разобраться в перформансе артиста чуть глубже, чем просто потребительски.
Тема сигнала и его конгруэнтности - ключевая не только на сцене, но и в жизни. Проживать и прожёвывать жизнь не на своем сигнале - это малоприятная вещь. Но не буду уходить в бездны философии :) Не о том пост.

Элемент номер два. ЭНЕРГИЯ. То, на каком её уровне артист способен работать, сколько условных килоджоулей он/она из себя достает и швыряет в зрительный зал, получая эти инвестиции помноженными обратно - и так по кругу до взаимной кульминации и взрыва. Зритель измеряет этот элемент по шкале чуть менее иррациональной и чуть более обьективной: диапазон «штырит - не штырит». Это самый простой и легко нарабатывающийся элемент в артистической матрице. Первый шаг для любого артиста в освоении зрительных залов. The ABC, как говорят инглиш спикеры.

Элемент номер три - МАСТЕРСТВО. Пресловутые мелизмы, господипрости. Всяческая октавность. Попадание в ноты и тд и тп (тут мне сразу становится дико скучно). Для многих (например, Градского) восприятие и оценка артиста происходит исключительно на этом, весьма бедном и одномерном уровне. Я лично расширяю для себя понятие мастерства от вокала до холистично всего, что делает артист с точки зрения stage presence (как это по-русски? а, сценическое присутствие): от остроты подачи до качества звука (тут немедленно вспоминается Земфира) и прочих фишек продакшена. Зрители оценивают весь комплекс мастерства по линейке «круто - не круто». Этот элемент можно оценить наиболее объективно - тут как раз работает вполне измеряемая алгебра.

Элемент четыре. АКТ ТВОРЕНИЯ. Копирует ли артист уже известные ролевые модели или же сам создает нечто новое - в манере, подаче, стиле, контенте. Можно быть условным артистом а-ля волчков, идущим удобной и непыльной магомаевской дорожкой, а можно с дискомфортом для себя и порой для публики ломать рамки, расширять зрителю границы в мозге и эмоциях, и таким образом не клонировать известные единицы арт-материи, а создавать в ней новые клетки. Шкала оценки - «скучно/знакомо - не скучно / не знакомо».

Элемент пять. ПОТОК. Эту шкалу криво сформулирую как «засасывает - не засасывает», точнее слов пока не нашла. Как альтернатива: прёт или не прёт (и артиста, и зрителя :) Поток - это отсутствие у артиста напряжения и контроля над выступлением. Оно происходит, но какбэ само по себе, без осознанной включённости артиста - а сам артист в это время какбэ выпадает из игрового поля сцена-зритель, он с нами и одновременно не с нами. Большинство артистов в поток впадать не умеют - даже не в длительный, а хотя бы в двухсекундный. Когда в выступлениях артистов я иногда вижу эти крупицы-секунды «падений», то всякий раз они для меня на вес золота: моменты потока очень высокоэнергетичны.

Вот она, формула; вот мой идеальный артист: в нем или в ней должны шкалить на крайней верхней отметке градусника все пять магических элементов. Но это фантастика, сынок(с) :))

Например, по первой четверке элементов у меня нет никаких вопросов к Зе, но с Потоком у нее всё скорее сложно. На мой взгляд, она крайне редко отпускает себя на сцене. Моменты, когда это происходит, я помню наизусть, это мой личный золотой Зе-фонд. Эх, делала бы она это чаще... но супершкалящее в её случае Мастерство сдерживает Поток, потому что это конфликтующие понятия.

Или возьмем недавний пример - Mélovin в финале отбора. До истинного мастерства у пацана ещё путь минимум в тысячу ли, и он сделал по нему ну максимум десяток шагов. Зато Сигнал и Энергия, которые хлещут за край, искупают любые пробелы, включая инглиш полный капец-стайл: сорри, Костик, я всегда говорю правду.:) Несколько секунд в завершающей коде был и Поток, он сумел запрыгнуть туда; тем финал ценнее полуфинала, а не только огнем. На самом Евро, конечно, с Потоком будет не алё, там слишком напряжение зашкалит. Но мне в кайф сам факт, что он это может и умеет. А значит, впереди много классного. Даже если инглиш не улучшится, да и чорт с ним.:)

И в качестве иллюстрации. Единственный выступ из Голосов Франции и Украины за прошлые пару недель, который записался мне прямиком в сердце.
Сигнал - изумительно чист (ещё раз, это невербализуемо, чистоту сигнала чуешь подкожей на уровне да/нет, третьего не дано). Чист и всё.
Энергия - тонкая, кружевная, изящная. Меня лично вштырило.
Мастерство - не конвенциональное: хриплый (прокуренный, фыркнул бы небось старина Градский), местами даже не-в-нотный голос, но зато подача классная: не нарочитая, какбэ в себя, интровертно-закрытая, но оттого еще более притягательная. Такому не учат, это врождённый skill.
Творчество - в полной мере. Так необычно спеть такой отборный нафталин. Я не люблю песни Пиаф, но конкретно эту скачала себе и переслушиваю. Вся фишка, как обычно, не в том, что именно исполнять, а в том - как.
... Ну и поток - бьет ключом, течет рекой. По-моему, она в принципе из него не выходила: ни до выступа, ни во время, ни после. Обалденное выступление. Сохранила себе буквально везде - подзаряжаться.

image Click to view

Земфира, melovin, the voice france, размышлизмы, музобоз

Previous post Next post
Up