Когда что-то переводишь или конспектируешь, оно лучше усваивается, поэтому я продолжаю вольно переводить заметки замечательного Учителя ---
Эндрю Лоуренс-Кинга, которые свободно лежат в Сети на ресурсах, посвященных его работе. Все права принадлежат ему и его проектам. Больше подобных заметок можно найти по тегу "
перевод".
Оригинал заметки лежит по ссылке
http://andrewlawrenceking.com/2013/09/08/rhythm-what-really-counts.
Ритм, от вибраций тяжелого рока до чувственного свинга джаза и нерешительного ритма рубато, --- это бьющееся сердце музыки. В наши дни для многих музыкантов и слушателей понятие "выразительный" означает ритмически изменчивый. А вот около 1600 года John Dowland, William Shakespeare и Giulio Caccini, все вместе согласились, что ритм имеет наивысшую значимость: "Музыка --- это ничто иное, как Текст, Ритм и, последнее из всех, Звук. И ни в каком другом виде!" (Caccini Le nuove musiche 1601/2).
Но что музыканты 17-го века понимали под ритмом? Поговорим об истории значения этого слова.
Это огромная тема для исследования, которую нельзя рассматривать в отрыве от временного окружения. Неплохой вариант освещения истории вопроса можно найти в книге George Houle "Meter in Music", где автор делает обзор источников 1600-1800 годов с учетом контекста. Но будем краткими)
Сейчас многие начинающие музыканты, работая над произведением со сложным ритмом, считают все по наименьшей доле, составляя из нее более продолжительные. До 1800 все делали с точностью наоборот: самую большую разбивали на малые. Математически разницы никакой, но "человечески" различия выходят огромными.
Около 1600 второй, медленный, подход называли Тактусом. Он основывался на частоте биения сердца, на пульсе, на скорости шага. Его можно реализовать через качание рукой или движением маятника. Метрономов, конечно же, ни у кого тогда не было, но Галилео уже описал эффект маятника примерно в 1588, наблюдая качание люстры в соборе Пизы (что на картинке выше). Так что Тактус состоял из половинных долей (ММ60). Вверх на первую секунду, вниз на вторую. Четверть получалась делением: "вверх-и-вниз-и".
Тактус не влияет на то, как ноты собрать во фразы и на что делать акценты. Тактус --- это просто часы, измеритель времени. И это его главное отличие от сегодняшнего понимания ритма: Тактус и Акцент --- не зависимы, в то время как сейчас считается, что сильную ноту надо обязательно выделить. Так как Тактус все делит на четное число долей, произведение на 3 доли (вальс, например) записывали в одну фразу: 123/456/781/234/567/812/345/678.
Это мысль о не совпадении счета и акцента (они могут, конечно же, но не обязаны) была распространена до 1800. В современном мире старинщиков все несколько двояко и больше зависит от конкретной теоретической школы, чем от того, что используют исполнители. Итак, сравним основные моменты "тогда" и "сейчас" (применяя их, конечно же, к игре старинной музыки).
Широко распространен.
Более неоднозначны. Теоретики продолжают настаивать на варианте из большого к малому, а исполнители считают этот метод слишком заумным и сложным.
Не смотря на источники, многие исполнители уходят в свое романтическое рубато.
Сейчас это больше делает дирижер.
- Солисты следуют за сопровождением
Нет, они слишком горды, чтобы посмотреть в оригинальные источники и подстравивают под себя и дирижера и музыкантов.
- Ритм (и Тактус в целом) в речитативе
Считается несколько моветоном, ибо зачем и, якобы, не логично (про кондукты все забывают).
- Использование Тактуса в большом произведении или для репертуара конкретного автора той эпохи
Практически не делается, так как музыканты стремятся "замылить, замедлить и размазать" вместо игры по написанным контрастам, ибо не лазают в оригинальные источники. И считают, что слушатели это не поймут.
Что не является правдой, мы можем вспомнить весьма удачную и для музыкантов и для зрителей постановку оперы "Смерть Орфея". И напоследок, для правильного заключения, приведем цитату авторства John Dowland: "В первую очередь надо сохранять равенство меры. Пение без правила и счета --- это преступление против самого Бога". Мораль: смотрите все в оригинальных источниках и не забывайте про часы и исторический контекст.