Вилла Ланте в Баньяйя

Dec 22, 2012 22:39

Мы были на Вилле Ланте осенью, когда вечнозеленые растения темными стенами обступали многочисленные мшистые фонтаны, в которых струилась и искрилась на ярком солнце прозрачная вода и тонули сухие листья платанов.






Одна из самых прославленных вилл XVI века находится неподалеку от Витербо, в маленьком городке Баньяйя. Она была построена для кардинала Джованни Франческо Гамбара. Относительно автора проекта нет ясности. Предполагают, что здесь мог работать Джакомо Бароцци да Виньола, построивший неподалеку, в Капрароле, виллу Фарнезе. В документах фигурирует имя инженера-гидравлика и архитектора Томмазо Гинуччи, получившего деньги за строительство и огораживание виллы. Так или иначе, но в 1578 году на вилле уже принимали папу Григория XIII, а несколько позже миланского архиепископа Карло Борромео. Папе вилла показалась очень богатой, и он лишил кардинала Гамбара ежегодного пансиона. А Карло Борромео в послании кардиналу Гамбара пишет: «что лучше бы он построил женский монастырь, где могли бы найти приют бедные монахини».
/И.И.Тучков. Виллы Рима эпохи Возрождения как образная система: иконология и риторика. М.,2007, с.444/



http://www.anatomyofnorbiton.org/images/villa-lante-gravity-garden-fs.jpg

Вилла расположена на пологом холме в лесистой местности. На схеме хорошо видно распределение ролей между дворцом и регулярным террасным парком, огороженным стеной. Два павильона: Палаццина Гамбара и Палаццина Монтальто играют в композиции важную, но не центральную роль. Они скорее организуют пространство, нежели доминируют в нем. Палаццина Гамбара возникла раньше. Ее лоджию украшают фрески с изображением не только вида самой виллы, но и ее прославленных конкурентов: виллы д’Эсте и виллы Фарнезе.




Нижний парк обращен в сторону города, но отгорожен от него глухой стеной. В центре партера находится Фонтан Мавров. Фигуры четырех юношей появились не сразу. Когда в 1581 году по дорожкам парка прогуливался Монтень, фонтан венчала пирамида.




Но ее окружение сохранилось. «Вокруг пирамиды - четыре маленьких озера - прекрасных, светлых, чистых и наполненных водой. В центре каждого - каменная гондола, поднятая над поверхностью воды двумя аркебузами и трубой, которые, всосав воду, выбрасывают ее из своеобразных арбалетов на пирамиду.




Мы прогуливаемся вокруг озер и пирамиды по трем прекрасным аллеям, где находим каменные колонны прекрасной работы…»
/И.И.Тучков. Виллы Рима эпохи Возрождения как образная система: иконология и риторика. М.,2007, с.475/




А вокруг стриженые кусты самшита, чей запах с горчинкой разливается в прозрачном осеннем воздухе, образуют причудливые лабиринты.







Вдоволь налюбовавшись зелеными стенами, каменными обелисками и голубой гладью воды, начинаем медленный путь наверх, оглядываясь на нижний парк при каждом повороте.




Центральную часть первой террасы верхнего парка занимает Фонтан Светильников. Похоже, что осенью фонтаны в парке работают в полсилы. Тонкие струйки выбрасывали лишь небольшие фонтанчики, которые и называют светильниками, в то время как большая чаша, из которой должна бить вертикальная струя воды, явно отдыхала.
Справа и слева от Фонтана Светильников располагаются гроты Венеры и Нептуна. Над гротами находились птичники.




В центре второй террасы находится странный, на первый взгляд, Фонтан Стола. На самом деле, на этой террасе владелец виллы давал званные обеды. А в углубление стола, наполненное холодной ключевой водой, помещали бутыли с вином и специальные подставки с кушаньями.




Слева и справа на террасе располагались ниши со статуями Флоры и Помоны, богинь цветов и плодов. Ощущение большого парадного зала создают ряды колонн:




Центральную часть подпружной стены занимает Фонтан Гигантов. Вода в нем изливается из раковины, к которой тянутся клешни рака, который намекает на имя владельца виллы - Джованни Франческо Гамбара.




Гиганты, расположившиеся по обе стороны от раковины - это реки Тибр и Арно. Мощные мужские фигуры напоминают о римском и этрусском прошлом кардинала римской церкви, нашедшего приют на этрусской земле.




Поднимаясь по лестнице, мы движемся вдоль маленьких фонтанчиков.




Струйки бьют из чаш на балюстраде.




Оказавшись на третьем уровне, мы видим пологую лестницу, в центре которой струится и журчит поток фонтана Cantena d’acgua.




Взгляд вниз с верхней площадки фонтана показывает, что водный поток продолжается водной гладью Фонтана Стола, образуя вместе с Фонтаном Гигантов, Фонтаном Светильников и Фонтаном Мавров единую ось, которая завершается парадными воротами виллы.




На ступени вода извергается из головы рака, а его членистые конечности, изгибаясь, обрамляют поток. Все завершается клешнями, которые мы видели над раковиной Фонтана Гигантов.
И.И.Тучков трактует «источник шумный и прозрачный, текущий с горной высоты» как Кастальский ключ, струящийся по склону Парнаса.
/И.И.Тучков. Виллы Рима эпохи Возрождения как образная система: иконология и риторика. М.,2007, с.527/




В центре четвертой террасы расположился Фонтан Дельфинов, который, как и фонтан нижнего парка, изменил с годами свое скульптурное убранство. Когда-то он был Фонтаном Коралла. Его окружают тенистые платаны, фланкируют Приюты Муз, а фоном для него служит дикая стихия Фонтана Потопа.




Приюты Муз предназначались для отдыха гостей, преодолевших подъем на гору. Арки павильонов обрамляют уже знакомые нам раки. Боковые стены, обращенные к Фонтану Потопа, выполнены в нарочито грубой манере.




Внутри одного из павильонов видны полустершиеся фрески с изображением спутниц Аполлона.




Фонтан Потопа представляет собой огромный грот, из шести расщелин которого извергаются водопады. Ряска, покрывшая к осени водную гладь, естественно смотрится в этом диком месте.




Спустившись вниз, выйдя за пределы регулярного парка, мы продолжили прогулку. У стен виллы под сенью пиний расположился Фонтан Пегаса.




Его шумные струи подбодрили нас перед новым подъемом в гору.




Поход был затеян не зря, поскольку среди дикой растительности мы, наконец, обнаружили главный резервуар, питающий всю водную систему.




Центр его тоже отмечен фонтаном.




Вокруг щебетали птицы, шуршали листья и попадались цикламены, спутавшие осень с весной.


Италия, Витербо, архитектура

Previous post Next post
Up