Великие современники Давида д’Анже

Nov 11, 2012 21:46

На эту выставку я попала случайно. Прилетев в Париж, мы в первый же день отправились смотреть греческие «вазочки» в Кабинет медалей (Музей монет, медалей и древностей) Национальной библиотеки. В двух небольших залах там собраны потрясающие вещи. Но сразу подойти к знаменитым киликам с сатирами мне не удалось. Около них собралась внушительная группа любителей древнегреческого искусства. Они внимательно слушали доклады друг друга. Отчаявшись прорваться к витринам с вазами, я отправилась в соседний зал, где была развернута выставка медалей Давида д’Анже. Сначала я равнодушно скользила глазами по гипсовым моделям и бронзовым отливкам, но вдруг мой взгляд остановился на портрете Теодора Жерико:






Жерико умер в 1824 году, медаль датируется 1830-м. Посмертный образ кажется необыкновенно живым. Словно в его основе лежит непосредственная работа с натуры. Чувствуется, что о романтике рассказывает романтик. Рельефный портрет строится по тем же законам, что и живописные работы Жерико или Делакруа.Сразу же вспомнился портрет молодого художника Жерико. Когда-то его считали автопортретом художника. Сейчас почему-то нет. Но, сравнивая эти изображения, невольно возвращаешься к старой атрибуции. Тот же человек, только не в конце, а в начале своего творческого пути.



http://www.wga.hu/art/g/gericaul/1/107gerid.jpg

Самая знаменитая медаль скульптора - молодой Наполеон. Для республиканца и участника революций 1830 и 1848 годов Бонапарт в начале своей карьеры, безусловно, был гораздо привлекательнее Наполеона-императора.




В основе этого рельефного изображения - знаменитая картина Гро «Наполеон на Аркольском мосту». Кстати, как и Гро, Давид д’Анже вышел из мастерской Ж.Л.Давида.



http://g.io.ua/img_aa/large/1367/30/13673069.jpg

На медалях встречаются и женские образы. Вот профиль любимой сестры Наполеона - Каролины. В 1838 году она еще была жива, и теоретически можно предположить, что у художника была возможность работать с натуры. Стареющая вдова Мюрата, королева Неаполитанская, выглядит довольно прозаично.




В скульптурном портрете чувствуется, что авантюрный огонь, как и роскошь, уже давно в прошлом. Остается лишь вспоминать о том, что было лет двадцать пять назад, глядя на портреты, подобные миниатюре из собрания Лувра:



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e9/Carolineminature.jpg

А это профиль Жорж Санд. Ее слава в 1833 году только начиналась. Впереди еще самые значительные романы ее жизни и лучшие книги. Скульптор выделил главное: ее бесстрашие и устремленность к будущему.




С рельефом любопытно сопоставить графический портрет Жорж Санд, сделанный Альфредом де Мюссе, роман с которым у нее в это время был в разгаре:



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/George_Sand_by_De_Musset.jpg?uselang=ru

Ну а портрет самого Мюссе, молодого и страстного, относится к одной из главных удач скульптора. Медали Давида д’Анже имеют в диаметре от 15 до 20 см. Тяготеют они скорее к монументальным образам, чем к миниатюре. Серия медалей была для мастера долгом перед историей, по его словам, он создавал «памятник гению».




Свою задачу запечатлеть великих современников он не замкнул границами Франции. В серии Давида д’Анже мы найдем великолепный портрет Байрона. Скорее всего, он был создан уже после смерти поэта.




В памяти потомков Байрон остается бесстрашным и красивым, как на живописном портрете, где он предстал в албанском костюме.

Как славный конь, узнавший седока,
Играя, пляшут волны подо мною.
Бушуйте, вихри! Мчитесь, облака!
Я рад кипенью, грохоту и вою.
Пускай дрожат натянутой струною
И гнутся мачты в космах парусов!
Покорный волнам, ветру и прибою,
Как смытый куст по прихоти валов,
Куда угодно плыть отныне я готов.

Джордж Гордон Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда
Перевод В. Левика
http://lord-byron.ru/pesn-tretyaya/



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ee/Lord_Byron_in_Albanian_dress.jpg?uselang=ru

Портрет Гете был создан в 1829 году. Глядя на это изображение трудно поверить, что перед нами восьмидесятилетний старец. Впрочем, всего лишь несколькими годами раньше была написана страстная «Мариенбадская элегия»:

Что принесет желанный день свиданья,
Цветок, не распустившийся доселе?
В нем ад иль рай - восторги иль страданья?
Твоей душой сомненья овладели.
Сомненья нет! Она у райских врат,
В ее любви - твой горний вертоград.
/Перевод В.Левика/
http://www.stihi-rus.ru/World/Gete/19.htm




Глядя на работу Давида д’Анже, из живописных изображений Гете хочется вспоминать не его поздние портреты, а знаменитую работу Тишбейна, где поэт предстает на фоне Римской Кампании.



http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/45/Johann_Heinrich_Wilhelm_Tischbein_007.jpg?uselang=ru

И еще один великий немец мне очень понравился в интерпретации французского скульптора. Это - Карл Фридрих Шинкель, архитектор и живописец. Он словно натянутая струна - энергичный, целеустремленный.




В своей записной книжке скульптор оставил такие слова: «Скульптура - это книга, передающая отдаленным эпохам не какие-то сведения о жизни человека и не перечень черт его лица, но поэтический апофеоз его благородной души». К лучшим его медалям эта характеристика вполне применима.
http://www.smirnova.net/articles/portret/4194/

Любуясь портретом Шинкеля, не могу не вспомнить его Готическую капеллу в петергофском парке Александрия. Она тоже современница Давида д’Анже. Уж если я дополнила выставку медалей живописью, то почему не включить сюда и архитектуру!


Франция, скульптура, живопись, графика, архитектура

Previous post Next post
Up