«Голубятня» из Римского Национального музея

Nov 05, 2012 21:30

Только во время своей первой поездки в Рим я не была в залах Палаццо Массимо, где разворачивается экспозиция Римского Национального музея. И то лишь потому, что дворец был тогда закрыт на реконструкцию. Как магнитом меня тянет в залы, где выставлены древнеримские фрески. Кажется, всё уже знакомо, но взгляд вдруг останавливается на том, что раньше разглядеть не удалось. Вот, например, птица с длинным клювом и хохолком тянет травинку из корзины с фигами:






К той же корзине подбирается и другая. Птицы словно выпорхнули из соседнего зала, где обитали в прекрасном саду Ливии: http://cicerone2007.livejournal.com/14130.html Только теперь вместо листвы и небесной синевы их окружает белый фон - абстрактное пространство вечности. Это фрески колумбария, обнаруженного на вилле Дория Памфили.




Колумбарий переводится как голубятня. Такое название эти сооружения получили из-за того, что ниши для урн с прахом напоминали углубления, которые устраивались в голубятнях. Как правило, колумбарии сооружались членами императорской семьи или патрициями для своих рабов или вольноотпущенников. Колумбарий, найденный на вилле Дория Памфили, сохранил фресковые росписи.







Большую их часть занимают изображения разнообразных птиц. Поскольку краски сильно стерлись, живопись приобрела особое очарование. Акварельная нежность легких мазков сообщает образам птиц дополнительную легкость.




А некоторые просто превращаются в невесомые тени. «Огонек жизни трепещет на фоне смерти», как пишет Паскаль Кианьяр.




Птица, готовая упорхнуть, куры, выклевывающие последние зерна, корзины со спелыми фруктами и сломанные ветки с плодами - все это, по словам французского писателя, «свидетельства преходящего мира».
/П.Кианьяр. Секс и страх. М., 2000, с.116/




Вот встрепенулся петух:




А вот и сама смерть в кошачьем обличье настигла птицу:




Похоже, что у этих росписей не было программы. Но собрано здесь то, что соотносится на разных уровнях с темой жизни и смерти. Рядом с птицами сцены из полной опасностей жизни пигмеев и изображения животных. Вот коза с крохотным козленком:




Попадаются и сельские виды с животными и птицами:




Наконец, есть и люди, порхающие над землей почти как насекомые:




Словно из тумана выплывают очертания скульптуры и архитектурных сооружений. Человек предстает как странник по дорогам жизни.




Все конкретное стерлось. Остались тени людей, храмов, алтарей.




Таинственный обряд у стелы на фоне дерева. Амфора, оказавшаяся на какой-то немыслимой высоте. Что это? Может быть, уже потусторонний мир?




И что тогда пытается поймать рыбак в странном головном уборе?




Тающие фрески стилистически близки росписям виллы Юлии, найденным около виллы Фарнезина, которые сейчас также находятся в Палаццо Массимо. Датируют колумбарий первым веком нашей эры. В нем нашли свое успокоение около 500 человек.

Древний Рим, Италия, фрески

Previous post Next post
Up