На прошлой неделе мне удалось одним глазком посмотреть на Ростов. По дороге из Ярославля нас немилосердно поливал дождь, «дворники» работали с удвоенной силой. Но стоило въехать в Ростов, как дождь прекратился, и потихоньку стало проглядывать солнце. Озеро Неро предстало в серебристом сиянии. На горизонте тянулись к небу главы соборов и башни Спасо-Яковлевского монастыря:
Повернувшись в сторону церкви Николая Чудотворца на Подозерье, я увидела пейзаж, живо напомнивший знаменитую картину Саврасова. Грачей правда не было, колокольня была XVIII, а не XVII века. Но XXI век от XIX в российской глубинке отличался мало. Вросшие в землю и покосившиеся деревянные дома, клочья снега и «мать сыра земля»:
Улица Подозерка, до которой мы доехали, не была изгажена асфальтом:
Автомобиль со всех сторон окружали лужи. Я с фотоаппаратом стояла на бугорке. Все снимки сделаны с одной точки:
Вот какие виды на озеро открываются жителям дома №20:
Впечатлениями о храмах митрополичьего двора и иконах XVI и XVII веков поделюсь позже, а сейчас покажу лишь одну икону из отдела древнерусского искусства музея «Ростовский кремль». Она завершает экспозицию и продолжает тему крови Христовой:
http://cicerone2007.livejournal.com/60858.html
Датируют эту икону концом XVIII - началом XIX века. Происходит она из церкви Вознесения села Марково Борисоглебского района. Называется такая композиция «Плоды страданий Христа». Этот иконографический извод известен и в гравюре, и в стенописи, и в иконах. «Жизнь новой иконографии дало великолепное произведение московского искусства, гравюра-конклюзия "Распятие с чудесами" (1682г.-?), сочиненная придворным поэтом С.Медведевым и выполненная гравером Оружейной палаты В.Андреевым. Возникнув при царском дворе, изображение почти сразу же стало образцом для живописных произведений»
http://www.orthodoxia.org/lib/1/1/1/10.aspx :
http://www.adama-art.com/ru/mediabiblio/265 Рассмотрим икону повнимательнее. В центре композиции изображено Распятие, над ним Горний Иерусалим, Бог Отец и Святой Дух. Справа и слева - солнце и луна. Лицо распятого Христа спокойно и прекрасно:
Капли крови Христа стекают по кресту и достигают черепа Адама:
Из гробов восстают умершие и простирают руки к Христу. Своеобразное изображение горок в иконе превращает твердь в море. Сначала кажется, что гробы качаются на волнах:
Слева и справа от Христа на чашечках цветов изображены два ангела. Один из них держит орудия страстей и чашу, куда стекает из раны кровь Христа. Ярко алый храм рядом с ним символизирует христианскую церковь:
В руках другого ангела лестница, а рядом с ним - Смерть на забавном розоватом коне. Ей на наших глазах сносят голову:
Карающий меч держит мускулистая рука, вырастающая из головки цветка:
Расцветает сам крест. В другой руке из синего цветка виден мощный молот, который должен обрушиться на рогатую голову дьвола:
Зло сковано цепями и повержено, хотя чью-то душу оно не выпускает из цепких лап:
«Иконы "Плоды страданий Христовых" рассматривались как своеобразный учебник спасения. Дидактика этого сюжета явственно выразилась в произведениях вт. пол. - к. XVIII в. В этих живописных памятниках усиливалось превознесение Церкви, утверждалось процветание ее учения. Главным выразительными приемами стали противопоставление, смысловой масштаб, иногда, надписи пояснительного характера.
Особую актуальность сюжет "Плоды страданий Христовых" имел в старообрядческой среде. Происхождение икон связано с районами явного или едва скрываемого раскола: Поволжье (Чебоксары, Кострома, Ярославль, Пошехонье-?), Русским Севером (Соловки, Онега, Каргополье) и Средней Россией (Муром, Мстера, Ростов). Сторонникам раскола были близки читавшиеся в этой композиции эсхатологические настроения. Внимательно изображались страстные орудия, разными символическими средствами подчеркивалась идея, что искупление даровано ценой страданий. Цветовой строй в этих иконах, с одной стороны, выражал трагизм мучений, с другой стороны - триумф страданий, преодолевающих смерть, грех».
/
http://www.orthodoxia.org/lib/1/1/1/10.aspx /