Греческие вазы в ренессансном дворце

Feb 14, 2011 22:22

Один из самых запоминающихся экспонатов Археологического музея в Ферраре - фигурный сосуд в виде гротескной мужской головы. Кто это может быть? Есть предположение, что - Харон, перевозчик мертвых через подземную реку Стикс. Странно. Но только на первый взгляд:






Из уст Харона гости на пиру вполне могли бы услышать такие слова:

Желал бы я всем смертным посоветовать
Приятно провести жизнь быстротечную.
Ничто умерший, он лишь тень подземная:
Пока ты жив, короткой жизнью пользуйся.

/Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.420/

А менада, бегущая по горлышку сосуда, может рассматриваться как образ быстротекущей жизни.
Этот ритон связывают с мастерской Сотада, из которой в середине V века до н.э. вышли поразительные и разнообразные сосуды. Продукцию мастерской Сотада я уже показывала: http://cicerone2007.livejournal.com/45175.html
http://cicerone2007.livejournal.com/45175.html




В собрании музея Феррары множество первоклассных греческих ваз. Ритоном в виде головы мула нас уже не удивишь, но вещь тоже прекрасная. Найдены эти сосуды в некрополях этрусского города Спины, который когда-то располагался в дельте По и был важнейшим портом Средиземноморья. Расцвет Спины пришелся на VI-III вв. до н.э. Потом город был заброшен. Археологии обнаружили его в XX веке. Находки из Спины и составили экспозицию музея в Ферраре. Кстати, несколько погребений представлено в залах целиком .




Сегодня я покажу лишь те сосуды, которые дополняют коллекцию греческих ваз, собранную в моем журнале. Вот очень интересный фигурный канфар, составленный из двух голов: с одной стороны на пирующих смотрел Геракл, с другой то ли амазонка, то ли царица Омфала. На сосуде сохранились даже следы позолоты. Он отлично дополнит ряд сосудов в виде голов: http://cicerone2007.livejournal.com/24657.html




На большом кратере, который датируется началом V века до н.э. и атрибутируется «вазописцу Голухова», менада воюет с возбудившимся сатиром. Он схватил ее за ножку, а она уже вцепилась в бороду и готова ударить его тирсом. Это парочка вполне впишется в нашу компанию сатиров и менад: http://cicerone2007.livejournal.com/38565.html




В Ферраре собрана великолепная коллекция рыбных блюд. Их очень интересно сопоставить с блюдами из Эрмитажа: http://cicerone2007.livejournal.com/43014.html




Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу
Сладостной негой пиров - после смерти ведь нет нам отрады.
В прах обратился и я, Ниневии великий властитель.
Только с собой и унес я, что выпил и съел и что взято
Мной от любви; вся же роскошь моя и богатства остались.

По преданию, такая надпись была на могиле Сарданапала. /Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.420/
Но также думали греки и римляне.




Рыба была главным лакомством. Блюда с изображениями разнообразных рыб вполне сопоставимы с литературными творениями античных гурманов:
Кефаль пусть будет в ломтиках,
Да окунь, вдоль расщепленный,
Печеный скат, бока тунца,
Кальмар нафаршированный
И сростнозуб зажаренный,
Да главка морда, голова
Угря, кефали чресла,
И ската шиповатого
Хребет, морская ласточка,
Желудок «черта», камбала
Малюсенькая и анчоус,
Креветка - пусть же ничего
Не будет здесь пропущено.
/Афиней. Пир мудрецов. М., 2003, с.368/







Археологическая коллекция экспонируется во дворце, который считался резиденцией Лодовико Моро. На самом деле он принадлежал Антонио Костабили. Дворец начали возводить в первые годы XVI века, но не достроили, замысел архитектора был воплощен в жизнь лишь частично.
Спустимся по мраморной лестнице, ступени которой украшены орнаментальными мотивами, во двор.







Мы были в Ферраре в первые дни нового года. Город окутывала туманная дымка. В галерее стояла рождественская елка:







Когда мы подошли к полихромному порталу, стало проглядывать солнце:




Из садовой лоджии можно было попасть в зал, где экспонируются огромные лодки, выдолбленные из стволов деревьев. Их тоже нашли при раскопках в дельте По.




А в противоположном «Зале сокровищ» находится недавно отреставрированный плафон работы Гарофало, отдаленно напоминающий фреску Мантеньи в Камере дельи Спози:




На потолке мы видим феррарских дам и кавалеров, резвящихся путти и мартышек:




Гризайлью выполнены сцены из мифа об Эросе и Антеросе:




Во дворе палаццо воссоздан ренессансный сад:







Посетителей даже в воскресный день было совсем немного, уличный шум сюда не доносился, и мы бродили по дворам и залам, словно по чертогам спящей принцессы. Тихий Археологический музей в ренессансном дворце останется одним из лучших воспоминаний о Ферраре:




Узнала я о существовании этого музея из журнала raf_sh, за что его сердечно благодарю.
Скромный сайт музея: http://www.archeobologna.beniculturali.it/Ferrara/index.htm

античность, Италия, керамика, Феррара, Древняя Греция, архитектура

Previous post Next post
Up