В пизанском Кампосанто находился еще один фресковый цикл, созданный Беноццо Гоццоли. Но после Второй мировой войны мы уже никогда не сможем обрадоваться так, как П.Муратов, бродивший вдоль фресок XIV века: «Среди них такой неожиданной кажется встреча с Беноццо Гоццоли, который работал здесь в XV веке уже по поручению флорентийских властей. На протяжении почти четверти версты Беноццо написал двадцать две большие фрески. Воображение его и тут оказалось неистощимым, легкая его рука и тут не знала устали. Все удавалось ему, и все выходило у него привлекательно и занятно. Нельзя не любить его и здесь за веселость эпизодов, за грацию девушек и юношей, за пейзажи с виноградниками, кипарисами и пиниями» / П.П.Муратов. «Образы Италии», т.1, М.,1994, с. 239/. Кампосанто и для них стало кладбищем.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6002/cicerone2007.36/0_4e5ec_fdf988e5_XL.jpg)
Сейчас от этих фресок на сюжеты Ветхого завета остались лишь цветные тени, да и они результат героического труда реставраторов:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/cicerone2007.36/0_4e5ed_e1d9e98d_XL.jpg)
В Музее синопий экспонируются наброски, сделанные художником в процессе работы над фресками. Вот мужская фигура, которую мы можем легко узнать:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/cicerone2007.36/0_4e5ee_72868e7e_XL.jpg)
А вот остатки другой. Художник сначала набрасывал фигуры обнаженных людей, а потом их слегка «приодевал» в рисунке:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5207/cicerone2007.36/0_4e5ef_72ea94f8_XL.jpg)
Более скрытый этап работы над образом средствами рисунка трудно вообразить. Если наброски или этюды на бумаге могли видеть посторонние, то синопия, выполненная прямо на стене, навсегда скрывалась под следующим слоем штукатурки. Но время распорядилось иначе. Реставраторы расслоили фрески и мы видим теперь то, как работал художник. Рисунки Беноццо проработаны больше, чем синопии мастеров XIV века:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5900/cicerone2007.36/0_4e5f0_307f9e9d_XL.jpg)
В них появляется даже светотеневая моделировка:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5600/cicerone2007.36/0_4e5f1_d4b35cad_XL.jpg)
Современники и потомки относили фрески в Кампосанто к лучшим произведениям Беноццо Гоццоли. Вазари в своем жизнеописании настолько прочно связал судьбу художника с Пизой, что сообщил о том, что Беноццо умер в этом городе и похоронен в Кампосанто. На самом деле свои дни художник окончил в Пистойе.
Эти рисунки сейчас поддерживают в экспозиции музея костюмы для постановок «Ромео и Джульетты». Это красное платье я узнала сразу: оно из фильма Франко Дзеффирелли 1968 года. Именно в нем я Джульетту и запомнила:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5301/cicerone2007.36/0_4e5f2_13064f02_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/cicerone2007.36/0_4ebaf_a1d32efa_XL.jpg)
Кстати, этот фильм получил два «Оскара». Один за операторскую работу, другой за костюмы Данило Донати:
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4401/cicerone2007.36/0_4e5f6_99438f1f_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/cicerone2007.36/0_4e5f5_dea6c1b_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5107/cicerone2007.36/0_4e5f4_b4d02150_XL.jpg)
Кроме того, в Музее синопий были представлены и костюмы более ранней экранизации «Ромео и Джульетты» (1954 г.):
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5300/cicerone2007.36/0_4e5f3_3fbad4f_XL.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5207/cicerone2007.36/0_4e5f7_edc883e1_XL.jpg)
Росписи Беноццо Гоццоли в Капелле Медичи:
http://cicerone2007.livejournal.com/59085.htmlПервый рассказ о Кампосанто и Музее синопий:
http://cicerone2007.livejournal.com/55599.html