Мантенья в Уффици

Nov 28, 2010 20:30

Интересно, чем объяснить, что сегодня мы в одном и том же музее видим одно, а завтра другое? Может быть, на все сразу не хватает душевных сил и эмоций? Это к тому, что произведения Андреа Мантеньи в Уффици я разглядела не с первого раза. Речь идет о триптихе с «Поклонением волхвов». На самом деле, эти картины стали триптихом в XIX веке, когда их произвольно вставили в одну раму. А когда-то они вместе с другими украшали капеллу мантуанского замка.
«Поклонение волхвов» было центральной частью ансамбля - оно написано на вогнутой поверхности, что сразу же рождает ассоциации с апсидой:



http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chapel1.jpg



В миниатюрной апсиде нам открывается поистине волшебное зрелище. В мире Мантеньи день сливается с ночью, хлев расположен в таинственной пещере, из тьмы которой выплывает облако с юными ангелочками. Ангелы повзрослее изображены на вершине скалы, рядом с Вифлеемской звездой, свет которой как копье устремляется к Иисусу. По вьющейся каменистой дороге к пещере движется процессия восточных мудрецов и магов. Волхвы на первом плане, обнажившие головы, выглядят очень внушительно. Точный рисунок дополнен великолепием цвета. Об этом прекрасно писал В.Н.Лазарев: «В одеждах волхвов и ближайших к ним фигур Мантенья развернул все ослепительное богатство своей палитры. Эти краски сияют тем ярче, что они даны в обрамлении строгого пейзажа, в котором преобладают холодные серые оттенки. Розовые тона сочетаются с бледно-оранжевыми, розовато-красные с темно-зелеными, лиловые с изумрудно-зелеными, светло-желтые с синевато-стальными и розовыми, фиолетовые с серыми. Все орнаменты и высветленные места драпировок тронуты золотом, которое наложено тонкими, как паутина, линиями, придающими живописной поверхности драгоценный характер. Такого миниатюрного изящества письма не достиг ни один из кватрочентистских живописцев». /В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972, с.217/



http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chapel11.jpg

Еще одна сцена, включенная в «триптих» - «Вознесение». И здесь тот же эффект «дня-ночи», мир скал и драгоценные цвета одежд:



http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chapel2.jpg

Одежды Христа сливаются с темным небом. Взгляд и благословляющий жест обращены к ученикам:







Третья картина, «Обрезание», меня заворожила еще больше. Здесь все смотрится как драгоценность, но человеческие образы при этом удивительно живые. Действо происходит в Храме. Колонна находится в центре, но не все архитектурные детали зеркально повторяются по обе стороны от нее.



http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chapel3.jpg

Как интересно разглядывать разные орнаменты справа и слева! Какая здесь любовь к цветным камням, мрамору и позолоченной бронзе! Невольно вспоминается Венеция, ведь Мантенья был женат на сестре Джованни Беллини. Но венецианская красочность здесь слилась с жестковатым и точным рисунком.




Мантенья изобретает фантастические архитектурные детали. Чего стоит, например, капитель с рогами изобилия! «Обрезание» совсем небольшая картина (h 86 см.), впереди у художника будет возможность пересоздать средствами живописи реальное пространство дворцового покоя в замке герцогов Гонзага: http://cicerone2007.livejournal.com/36252.html



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_007.jpg

В верхней части композиции мы видим рельефы. Слева - «Жертвоприношение Авраама». С Авраама, как известно, и начинается ритуал обрезания. Впрочем, готовность отца принести в жертву сына тоже имеет прямое отношение к судьбе Христа.



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_010.jpg

Справа - «Моисей, вручающий законы». «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить», - произнесет Христос в Нагорной проповеди.



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_009.jpg

У колонны мы видим Богоматерь с Иисусом, за ней две женщины и ребенок. Слева - Первосвященник со скальпелем в руке, ему прислуживает мальчик, а чуть дальше Иосиф с голубками в корзинке.




Образ Первосвященника необыкновенно выразителен. Впрочем, иногда в сцене обрезания изображали Симеона-Богоприимца. Возможно, что и Мантенья изображает именно его. Над головами Марии, Иосифа и священника мы видим нимбы:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_011.jpg



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_006.jpg

Еще один необычайно живой образ в этой композиции - молодая рыжеволосая женщина с ребенком:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_005.jpg

Для Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, она слишком молода, так же как ребенок с бубликом, гораздо старше Иоанна:



http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_004.jpg

Рассматривать эти образцы миниатюрной живописи Мантеньи можно бесконечно. Рядом с этими картинами вспоминается Ван Эйк, который мог с равной степенью совершенства создать монументальный Гентский алтарь и «Мадонну в церкви» (Дрезден) - маленькое чудо. Так умел работать и Мантенья!

Италия, Флоренция, живопись

Previous post Next post
Up