Мне поручили подготовить сообщение о том, как живётся рукописным книгам в цифровую эпоху. Понятно, что за иллюстрациями я отправилась в раздел «Книжные памятники» Национальной электронной библиотеки, который мы создаём уже несколько лет, и вот уже второй день не могу оттуда вылезти. Вот, например, миниатюра из Книги часов XV века:
https://kp.rusneb.ru/item/material/kniga-chasov-chasovnik-rukopis Евангелист Лука пишет портрет Богоматери.
Но, кто это изображён у его ног? На тельца, который считается символом евангелиста Луки, эта собачка совсем не похожа. Больше общего у неё со львёнком. Кстати, вверху среди цветов виден ещё один зверь, напоминающий льва.
А как обстоят дела с другими евангелистами? Иоанн изображён на Патмосе. Вдали замок, который может символизировать Небесный Иерусалим, а орла я так и не разглядела.
У Матфея всё благополучно: ангел на месте и помогает бывшему сборщику подати справиться с написанием Евангелия от Матфея: держит чернильницу
Наконец-то нашёлся телец: он подселился к Марку. Думаю, что миниатюрист просто поставил себя на место евангелиста и решил, что работать над картиной в мастерской рядом с солидным тельцом менее комфортно, чем со львёнком.
Насмотревшись на чудесных западных зверей, не могла не вспомнить символы евангелистов в Евангелии Хитрово:
https://kp.rusneb.ru/item/material/evangelie-aprakos-polnyy-8 Орёл, символ Иоанна, выглядит просто голубем:
К ангелу никаких претензий нет:
А лев и телец просто братья, могут легко поменяться местами:
В заключение о том, откуда эти символы. И это не миниатюры драгоценных рукописей, хранящихся в Российской государственной библиотеке, а картина Рафаэля «Видение пророка Иезекииля» из дворца Питти во Флоренции.